Мавзолей

Мавзолеи

Архитектура парадных памятных сооружений — мавзолеев получает на Среднем Востоке наивысшее развитие в 14-15 вв. Зодчие словно бы соревнуются в создании мемориальных зданий, каждое из которых имеет свою отличительную особенность.

Однако в типологии их намечается несколько общих линий. Тема мавзолея, как одиночного, однозального объема, столь характерная для предшествующей эпохи (наиболее блистательным воплощением ее был в ХIV в. мавзолей Улджейту Худабенде в Султании), в тимуридском строительстве встречается редко.

Таков Рухабад в Самарканде, возведенный в 80-х годах для высокочтимого Тимуром шейха Бурханеддина Сагараджи центрическая усыпальница с квадратной призмой основного объема, переходным восьмериком и отлогой сфероконической скуфьей. Скромный декор его в виде обрамляющих вход плиток резной поливной терракоты уже архаичен для эпохи расцвета полихромных облицовок в зодчестве Самарканда.

Вообще же однокамерные мавзолеи, обычно портально-купольного, реже — центрического типа, в тимуридском строительстве, как правило, либо входят в застройку погребальных архитектурных ансамблей, либо составляют элемент иных построек мусульманского культа — мечетей, медресе, ханака.

Наряду с этим в династическом строительстве Тимуридов слагается особый род сложных по своей планировке и объемнопространственной композиции многосоставных мавзолейных сооружений. Совершенно неповторимое по выразительности сочетание одиночных мавзолеев, как элементов целостного архитектурного ансамбля, предстает в группе Шахи-Зинда.

В правление Тимура здесь возникают один за другим мавзолеи его жен и эмиров, в которых зримо предстает развитие единой архитектурной темы небольшой усыпальницы с расположенным под нею склепом, перекрытой куполом и обращенной портальным входом в сторону узкой дорожки, ведущей от главной святыни Шахи-Зинда вниз по склону Афросиаба. Но при единстве объемной схемы в них явственна общая эволюция.

Меняются профиль и пропорции купола, основанного на кубовидном объеме: вначале это одинарный сфероконический купол с рубчатым оформлением поверхности (Шади-Мульк 1372 г., Амвар-заде 1386 г.), далее купол двойной, внешняя скуфья его приподнята на барабане многогранном (Ширин-бика-ака 1385 г., так называемый мавзолей Бурундука, мавзолей мастера Али Несефи), а затем цилиндрическом (Туман-ака, 1405 г.), причем барабан и скуфья приобретают все более стройные пропорции.

Постепенно меняются в этих мавзолеях и приемы декоративного убранства во внешних облицовках и в оформлении интерьеров. В строительстве 15 в. однокамерные мавзолеи редки, но те, что сохранились, иллюстрируют поиски новых композиционных решений. «Мавзолей восьмигранник» в Шахи-Зинда — это род октагонального павильона с восемью сквозными арочками и двойным куполом, из которых внутренний, высокий отлогого профиля, а наружный возвышался на цилиндрическом барабане и по аналогии с другими постройками эпохи Улугбека можно предполагать был строен в пропорциях.

 

Автор: Г. Пугаченкова. «Зодчество Центральной Азии, 15 век».