Караван-сараи

Медресе

Академия богословия или университет — чем в большей мере было медресе в эпоху Тимуридов? В 15 столетии, в зависимости от исторической ситуации, медресе играли роль главных центров то книжной учености, то религиозного мракобесия, схоластика сосуществовала в них с изучением точных наук; наряду с механическим зазубриванием религиозных текстов велись дискуссии по философским проблемам бытия, мистические собеседования перемежались с лекциями по астрономии и математике.

Мударрисами медресе бывали то влиятельные шейхи, то высокопросвещенные, но неродовитые люди — ученые, поэты. В эпоху Тимуридов здания медресе получают разработанную архитектурную типологию, хотя появление самих медресе на Среднем Востоке относится еще к 9-10 вв., архитектурный же генезис этого чисто мусульманского здания восходит к традициям местного доисламского зодчества.

Медресе 15 века имеют прямоугольный план. Замкнутый быт обитателей определяет изоляцию медресе глухими стенами от внешнего мира, главный (чаще и единственный) вход выделен пештаком, причем вестибюль здесь раздваивается коленчатыми изломами, чтобы посторонний взор даже через раскрытые двери не проник вовнутрь.

Организующее ядро постройки составляет квадратный или прямоугольный двор. Большие медресе — такие, как медресе Улугбека в Самарканде , Гиясийе в Харгирде обычно четырехайванные, с двумя этажами худжр, с помещением мечети, китабханы, четырьмя или шестью купольпыми дарсханами, четырьмя угловыми минаретами.

Среднеразмерные и малые медресе имеют лишь два айвана на продольной оси двора, две дарсханы и два минарета по главному фасаду, одни, реже — два яруса худжр (медресе Мухаммед-Султана в Самарканде , Улугбека в Бухаре и в Гиждуване , Ходжа Ахрара в Ташкенте. Сооружение медресе также, как мечетей и ханака, почиталось богоугодным делом и потому осуществлялось многими членами династии, видными эмирами и визирями. Особенно много новых медресе возводится в столичных городах Самарканде, в Герате.

До наших дней дошло ничтожно мало в сравнении с тем числом их, какое было возведено в правление Томура и Тимуридов…. Основные архитектурные принципы тимуридских медресе могут быть определены следующим образом. Продольноосевое развитие замкнутого плана при прямоугольном или квадратном дворе, с основным акцентом на разработку лицевого фасада и периметральную застройку двора; фасад, имеющий возвышенный пештак с просторной аркой, оформленные лоджиями или настенными арочками одно- или двухъярусные смежные с ним стенки, над которыми обычно возвышаются купола двух расположенных позади дарсханы, как бы закрепляющие углы минареты.

Во дворе господствует пространственная архитектурная система — в него обращены глубокие своды айванов и арочные лоджии худжр. Большое внимание уделяется пропорциональному строю всех этих больших и малых архитектурных форм. Декоративное убранство наиболее парадных медресе безгранично по разнообразию.

В хорасанских медресе преобладают сплошные панно, полосы и фигурные картушти кашинной мозайки со стилизованно-растительным и эпиграфическим орнаментом, в мавераннахрских же — крупные гирихи и коранические формулы геометризованных письмен, выложенные глазурованнными кирпичами, с введением цветовых ударов в виде отдельных панно, фризообразных полос и заполнений тимпанов арок.

Характерно, что в декоре самаркандского медресе Улугбека большую роль играют звездные гирихи, в узорах которых на нейтральном поле теплой терракоты или серого мрамора разбросаны большие и малые звезды, выложенные яркой мозаикой, в чем, может быть, сказались астрономические увлечения Улугбека.

 

Автор: Г. Пугаченкова. «Зодчество Центральной Азии, 15 век».