Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Краткая справка о городе Нурате (Навоинская область)

Краткая справка о Нурате

Нур (Нур-Ата), ныне Нурата местность и город расположены к северо-востоку от города Навои. Город находится на северном склоне западных отрогов Нуратинского хребта на караванном пути, соединявшим долину Зарафшана с главными городами Бухара и Самарканд с областями Южного Казахстана, Семиречьем и т.д. Это была пограничная крепость и большое селение, на границе со степью, важнейший торговый узел и военно-стратегический пункт, защищенный мощными укреплениями.

Древняя крепость с юга возвышается над городом, под ней – большой родник и водоем, откуда берут начало арыки Нураты, к северу располагался шахристан, сейчас его поглотили современные городские кварталы. Рыба (маринка) в большом количестве водится как в главном водоеме, так и в городской арычной сети. Никто из нуратинцев и приезжих не смеет ловить, трогать, пугать рыбу, так как по народным представлениям, она, как и родники считаются священными.

В древности оазис Нура вместе с городом был окружен оборонительной стеной. Почти квадратная в плане (примерно 7X7 км), она имела единственный въезд на северной стороне, против городских ворот. Её остатки можно увидеть на картах середины ХХ в. Нурата с глубокой древности относилась к одному из округов Бухары, поэтому ее часто называли «Нур бухарский».

Краткие сведения об этой местности содержатся в «Истории Бухары» Мухаммада Наршахи и его продолжателей. В X в. Нур был большим по площади селением. В нем была соборная мечеть, много рибатов и мазаров святых. Каждый год жители Бухары и из других мест отправлялись сюда для совершения зиарата (поклонения). Паломничество к мазарам Нура приравнивалось к хаджу в Мекку. Когда паломники возвращались из Нура, то Бухару украшали венками по случаю возвращения из такого благословенного места.

Нур в других областях называли «Светом Бухары», потому что там было похоронено много людей из «табиин», то есть воочию видевших пророка Мухаммада. Нур как укрепление упоминается в истории борьбы за престол последнего Саманида Абу Ибрахима Исмаила, известного под титулом «Мунтасир» - Победоносный, со своими врагами в 1004 г.

В начале 1220 г. к Нуру подошла армия Чингисхана, стремившаяся к Бухаре. Ее появление под стенами города было столь неожиданным, что жители в ночной темноте приняли монголов за прибывший издалека караван. Нур сдался врагу без сопротивления, был разграблен и на него наложили контрибуцию в 1500 динаров, а здоровые и молодые мужчины были определены в хашар, т.е. в отряды, использовавшиеся на тяжелых работах при осаде и взятии других городов.

И в последующие времена Нур оставался воротами на Бухару, здесь проходили войска Амира Темура, Шайбанидских и Аштарханидских ханов, а в мирные времена ею пользовались торговые караваны, послы, путешественники. К сожалению, немного известно о правителях крепости Нур, в доступных письменных источниках они отрывочны и малоинформативные.

В конце XVII в. крепостью Нурата управлял Термези-бек джелаир, которого за жестокость называли Марсом неба храбрости, а за силу - Рустамом ристалища смелости. Вероятно, город иногда выступал оппозицией к центральной власти в Бухаре. В письменных источниках упоминается о взятии крепости Нурата эмиром Даниял-бием в 1782 г. Во 2-й половине XIX в. беком Нураты был некий Абд ал-Гафар. Народ относился к нему с большим уважением, хотя он не окружал себя никакой пышностью, выезжал без свиты и есаулов.

До начала XX в. Нурата был пограничным со степью торгово-ремесленным городом с мощной крепостью, где сидел бек - ставленник бухарского эмира. Главная улица города, начиная от городских ворот, представляла собой крытый рынок, окруженный торговыми и ремесленными рядами; туда же открывались ворота многочисленных караван-сараев, где останавливались купцы с товарами.

В них велась оптовая торговля зерном, кожей, сухофруктами, шкурками каракуля, мануфактурой, обувью, скотом и т. п. Территория города состояла из четырех плотно застроенных частей, каждая из них включала небольшие кварталы - гузары.

В каждом квартале располагалась приходская мечеть для ежедневных пятикратных молений жителей мужского пола. В нескольких больших гузарах было по две мечети. Кварталы снабжались водой по арыку, который протекал из квартала в квартал. Полив земель за пределами города осуществлялся системой кяризов. Они состояли из сети колодцев и галереи - подземного водосборного канала.

В начале ХХ в. в Нурате насчитывалось 360 кяризов. Небольшие кяризы состояли из 24—33 колодцев в каждом, крупные кяризы включали от 100 до 150 колодцев. Известны названия крупных кяризов: Мозор, Мийри, Кувандык, Зулим, Зулфикар. Некоторые кяризы сохранились до наших дней.

Мечеть-хонако Панджвакта (16 век)

Центром города на протяжении сотен лет являлся источник, вытекающей из-под скалы, на которой расположена древняя крепость Нураты. Возле него на протяжении веков отстраивался и перестраивался культовый центр с административными и хозяйственными постройками.

Ныне сохранившийся архитектурный ансамбль включает большой водоем и две мечети. Наиболее ранней постройкой ансамбля является мечеть-хонако Панджвакта. Она была возведена в XVI в. и несколько раз перестраивалась. Это величественное здание перекрыто куполом, опирающимся на систему щитовидных парусов. С двух его сторон располагаются айваны, пристроенные к мечети в середине XIX в.

Джума-мечеть «Чилсутун» (16 век)

Второе здание джума-мечеть, местные жители называют её «Чилсутун» (сорокаколонная), хотя в интерьере находится всего 16 колонн. Она перекрыта 25 небольшими куполами, центральный купол установлен на восьмигранном барабане, в нем расположены световые проемы, прикрытые ажурными ганчевыми решетками. Кроме этого, интерьер мечети освещается небольшими проемами в боковых стенах.

Над её главным порталом высится миниатюрный минарет высотой около 6 метров, с которого раздавались призывы к молитве. Мечеть возведена в XVI в., но от старого строения сохранился лишь каменный цоколь. Генеральная реконструкция была произведена в 1321/1903-04 г., о чем свидетельствует надпись на портале. Строительство возглавлял ишан Турсун-ходжа, зодчим был бухарский мастер устад Абдушукур.

Также в реконструкции принимали участие местные мастера: устад Шамс (резные ворота), устад Ходжа, устад Рустам, устад Рахманкул, устад Каландар и др. Мастера из Газгана Абдурахмон и Абдурасул Турдыевы украсили портал угловыми мраморными колонками, из этого же материла, они выполнили боковые стойки входной двери и михраб.

Баня

К северу от основного архитектурного ансамбля располагается баня, возведенная в 1922 году бухарскими мастерами (строительство возглавлял Турсун-ходжа). Вероятно, она отстроена на месте древней бани. Здание сложено, в основном, из каменных блоков. Планировка бани традиционна.

Вход в нее устроен через высокий зал с балочным потолком на четырех колоннах. Она состоит из двенадцати помещений, перекрытых сводами и куполам: входные тамбуры, мыльни, резервуары для холодной и горячей воды сгруппированы вокруг мион-сарая (центральный зал). В определеннее дни она обслуживала мужчин и женщин.

Водоем

В композиционном решении комплекса большая роль принадлежит водоему. Глубокий неправильной формы, он по всему периметру был окружен узкой деревянной дорожкой. Спуск к водоему был организован по ступенчатым площадкам, с северной стороны над ним возвышается небольшая мечеть. Войти в нее можно было по нескольким ступенчатым площадкам.

Южная и восточная стороны водоема были застроены узкими айванами и поминальными помещениями, возведенными на разных уровнях. Водоем с каскадами, миниатюрными ступеньками, висячими дорожками составлял единое целое с монументальными сооружениями комплекса.

Архитектурный ансамбль Шахимардан

На окраине селения Газган в Нуратинском районе расположен удивительный архитектурный ансамбль Шахимардан (Шох-и мардон) — «Предводителей витязей». Он возник у мифической могилы (кадамджой) Хазрата Али – четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, зятя и сподвижника пророка Мухаммада.

Архитектурный ансамбль был возведен между 1908 и 1913 годами на месте более древних строений.

  1. входной комплекс (дарвозахона), по сторонам – худжры для паломников;
  2. ошхона (помещение для приготовления ритуальной пищи);
  3. мавзолей Шахимардан;
  4. мечети;
  5. айван;
  6. мраморные чаши для воды.

Возле Газгана расположены карьеры, в них на протяжении столетий добывается мрамор. Поэтому почти все здания архитектурного ансамбля возведены из этого материала. В северо-западной части ансамбля располагается самое большое здание – мечеть-хонако. Её стены, перекрытия и колонны с большим мастерством выведены из отесанных блоков мрамора большей или меньшей толщины, а глубокая ниша михраба облицована черным мрамором, покрытым мелким резным растительным орнаментом.

В интерьере мечети располагаются четыре массивные колонны на прямоугольных постаментах. Между колоннами и стенами перекинуты арки, на которые опираются девять куполов. Над центральным куполом устроен восьмигранный фонарь, в каждой его грани устроены световые проемы, прикрытые решетками.

К южной стене мечети примыкает айван летней мечети. Тремя входами мечеть обращена к мавзолею Шахимардан. Это прямоугольное помещение, перекрытое тремя куполами и вытянутое с юга на север, как бы подчинено длинному надгробию в интерьере.

По сторонам главного входа (дарвозахона) ансамбля устроены помещения, где паломники могли приготовить пищу и переночевать. Для их потребностей были установлены и две большие чаши, регулярно заполняемые водой. Большой интерес представляет декорация зданий. В верхней части стен мечети, мавзолея и айванов находится пояс из прямоугольных мраморных плит. На них искусный каллиграф нанес суры из Корана.

Углы мавзолея и мечети закреплены декоративными резными каменными колонками. Резные деревянные колонны айванов установлены на мраморные базы, а балки перекрытий покрыты резьбой. Время сохранило имена строителей ансамбля Шахимардан. Работу возглавлял резчик по камню Абдурахим Турдыев, у него в подчинении были местные мастера: резчики по камню Абдурасул Турдыев, Сафар Эшмурадов, Бако Комилов, Умар Базаров. В строительстве участвовали и мастера из Нураты: усто Шамс, усто Ходжа дурезгар (резчик по дереву), усто Рахманкул гилькор (штукатур). Интересно, что план мечети Шахимардан и конструкции перекликаются с мечетью Диггарон, которая старше ее более чем на 900 лет и построена совершенно из других материалов.

Автор: Некрасова Елизавета Гавриловна