Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Обычаи и традиции Узбекистана: свадьба

Свадебные традиции в Узбекистане – свадьба в Самарканде.


Слово «свадьба» в русском языке обозначает торжественное мероприятие посвященное заключению брака. В узбекском (таджикском) языке есть слово «ту'й» имеет широкое значение, и в том числе обозначает и ту самую свадьбу.

У нас есть просто туй, писар туй, бешик туй, фотиха, нон-шиканон, рубинон, талбон и много других мероприятий до свадебных и послесвадебных. В этом тексте слово «свадьба» будет иметь значение любого до свадебного или послесвадебного мероприятия.

Так как я сам самаркандский, то больше буду писать именно о самаркандский свадебных обычаях и обрядах, на многих из которых мы побываем во время этого тура.

Особенность самаркандской жизни заключается в том, что здесь у людей практически нет личной жизни. Жизнь подчинена общественно-семейным традициям, обрядам и обычаям. Очень много различных мероприятий и событий. Вообще жизнь среднего человека посвящена именно этим мероприятиям. К их подготовке, проведению, посещению мероприятий устраиваемых другими людьми.

Нас интересуют свадьбы и давайте о них и поговорим.

Какие бывают свадебные мероприятия:

  • нон-шиканон («ломание лепешек»)
  • фотия
  • самбусахурон
  • тупаланг-ош
  • вечер (сама свадьба в обычном понимании слова)
  • рубинон
  • талбон
  • чиллагурезон
  • писар туй

Получился внушительный список. И каждый, кто собирается выдавать замуж или женить проходит все стадии этих мероприятий.

Такого обилия досвадебных и послесвадебных мероприятий и обрядов, наверное, нет больше нигде в мире. Такое можно встретить только в Самарканде. Все начинается со сватовства. После того, как все решили, то сторона невесты приглашает к себе несколько родственников, и ломают лепешки («ноншиканон»).

Через несколько дней (недель) сторона невесты делает «фотия» - это уже мини-свадьба с музыкой и большим количеством гостей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Если «ноншиканон» в основном это мужское мероприятие, в котором принимают участие старики, то «фотия» - в основном это женское мероприятие. В обоих случаях сторона невесты почти никаких расходов не несет, всем необходимым обеспечивает мужская сторона.

Например, на любом мероприятии должен быть плов. Плов – это всегда последнее блюдо. Если подали плов, значит скоро уходить. На «фотия» тоже делают плов. И вот все ингредиенты плова предоставляет мужская сторона – барашек, масло, рис, морковь и т.д. Количество всех этих компонентов обговаривается на "фотия". В основном, все измеряется мешками и канистрами.

На это мероприятие сторона жениха посылает также и подарки для невесты. Это два огромных сундука, в которых одежда, материалы, полотенца, косметика и т.д. и т.п. На обратном пути сторона жениха забирает подарки жениху, подготовленные стороной невесты. Это куртка, костюм(ы), рубашки, белье, туфли, полотенца и т.п.

На «фотия» бывает человек по 50-100 с каждой из сторон. Короче, толпа женщин и они веселятся. Как положено, водка, коньяки, вина, 3-4 горячих блюда и 3-4 часа времени.

На это мероприятие сторона жениха собирается сначала дома у жениха, а потом все усаживаются в арендованный для этих целей автобус и к невесте. На «фотия» назначается день свадьбы. Обычно она бывает через несколько недель.

Я помню, раньше сами свадьбы длились 2-3 дня подряд. Сейчас почти все перешли на однодневный режим.

Подготовка к мероприятиям и сами мероприятия проходят и в доме невесты, и в доме жениха. Да, кстати, все мероприятия проходят дома, не в ресторанах. Вернее, так было. Дело в том, что 10-15 лет назад узбеки и таджики вообще не жили в квартирах. У всех были дома на земле и у всех была возможность проводить свадьбы у себя дома. Если двор маленький, то можно было у соседа – это было запросто. Или если и у соседей двор маленький, то прямо на улице. Улица огораживалась, ставились столы и стулья и вперед.

Вообще для любой семьи свадьба – это одно из самых больших и ожидаемых событий. Например, моя семя – вся большая семья, очень ждала этот день. Лет 10 назад было принято жениться очень рано. В свои 24 года я считался не очень и молодым женихом. К тому же я единственный сын, старший внук, желанный первый сын, первого сына.

Мозги мне крутили со свадьбой с 18 лет, наверное. И вот дата свадьбы назначена.

Уже за неделю (а некоторые и за месяц вперед) все дяди, тети, близкие двоюродные братья и сестры начинают ЕЖЕДНЕВНО по вечерам, а некоторые и целый день, бывать в нашем доме. Нужно двор привести в порядок, сходить на базар купить бычка и баранов, рис, морковь, подготовить соленья, варенья и т.д. и т.п. Заказать 200-300 лепешек, пригласить всех знакомых и родственников.

Приглашают у нас персонально заходя каждому домой. Представьте, столько мероприятий и на каждое нужно ехать домой и приглашать. Причем для приглашения должны ехать как мужчина, так и женщина. Мужчина приглашает мужскую часть семьи, а женщина женскую. По телефону приглашения не принимаются. Вернее не принимались раньше. Сейчас можно и по телефону, но это считается неуважением. Представьте себе, сколько нужно объездить, чтобы пригласить всех родственников и знакомых.

Например, если брать мою свадьбу, то было приглашено только на вечер где-то 400 человек. А бывает, что и 1,000 человек приглашают.

Вот тут-то и может понадобиться помощь родственников и друзей, потому что одному со всем этим фронтом работать не совладать: нужно пригласить людей, найти посуду, притащить несколько котлов по 3-4 пуда, найти ковры и обить весь двор по периметру, найти видео-мена, и фотографа, пригласить артистов, зарезать скотину, приготовить салаты, привезти столы и стулья, расположить их во дворе, провести электричество и повесить огромные лампочки по всему двору и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. и еще раз и т.д. и т.п.

За день до свадьбы уже все родственники в нашем доме, уезжают к себе только ночевать, некоторые остаются. В доме переворот. Но уже почти все готово. Приходят соседи на помощь. В этот вечер шинкуют морковь на завтрашний плов. Поэтому этот день называется «сабзи-поракунон» - «морково-резание». Шинкуют 1-3 мешка моркови. Этим занимаются взрослые мужчины. Некоторые приходят на это мероприятие со своими острыми ножиками. Молодежь расставляет столы, стулья и прибивает ковры. В этот день может собраться человек 50. Для них вечером готовится ужин. Все друзья жениха рядом с ним. Проводы.

Утро жениха начинается с поиска цветов, стрижки-укладки. В намеченное время (в основном к 12-13 часа) все кому положено едут к невесте - молодежь на своих разукрашенных авто, а старики в автобусах. Среднее поколение остается дома, чтобы вечером встретить жениха уже с невестой и гостями.

Кортеж, сигналя, подъезжает к дому невесты. Во двор сначала заходят старики. За стариками заходит жених со своими друзьями с музыкой, танцами и плясками. Мужчины и женщины сидят отдельно. В общей сложности со стороны жениха приходят человек 50. Это мероприятие называется «тупланг-ош». «Ош» - это плов, а «тупаланг» - неразбериха, бардак.

Здесь подают всего два блюда – лапша с фрикадельками и плов. Никаких водок и напитков. После плова на жениха надевают «чапон» - велюровый ватный халат и тюбетейку: поздравления, аплодисменты… После этого можно идти и к невесте, в смысле за ней :).

Беру букет, музыканты берутся за свою веселую работу и я иду к Нигине. Все веселые, радостные, пляшут родственники… Невеста за ширмой, я не могу увидеть ее…

Затем начинается «драка» или «дуэль на ногах». Жениху (или невесте) нужно наступить на ногу невесты (или жениха). Кто первым наступит на ногу, тому и быть главой семьи в доме. Нигина очень долго сопротивлялась, даже «нападала» на мою ногу. В свадебном платье, вся красивая и несколько неприступная, в белом длинном платье, которое так некстати закрывает туфли, на которые я никак не могу наступить. Мое терпение кончается я задираю ее платье и… ноги не обнаруживаю – приподняла она ногу для ответного удара. :) Короче, потом ей бабушка сказала, чтобы она успокоилась, и я все-таки наступил на ее ногу.

Сейчас, провожая меня из дома, она нет-нет, да и наступит на мою ногу – мстит :).

Забирает жених невесту и с молодежью, а также с одним взрослым человеком – ответственным за противопожарную и другую безопасность :) отправляются в ЗАГС. Есть мода ездить по нескольким памятникам и возлагать цветы и фотографироваться. Но мы такого не стали делать.

В отличие от большинства женихов и невест мы друг друга знали, и часто (можно сказать ежедневно) встречались до свадьбы. В загсе мы смеялись, прикалывались, болтали и очень сильно выделялись своим «нескромным» поведением от остальных пар. Они были разные: хмурые, молчаливые, скромные, стесняющиеся, высокомерные. Радостные и веселые тоже были.

В загсе все как обычно – регистрация, обмен кольцами, поздравления, вальс Мендельсона, фотографии на па… Да, можно фотографироваться и в загсе, но мы поехали в другое место. Потом поездили по городу и поехали ко мне домой.

Раньше – лет 20 назад я помню было не так. Невесту привозили обратно домой к маменьке. Потом вечером за ней приезжали всей толпой. Опять столы и опять угощения. Забирали невесту и пешком шли домой к жениху. Только невеста с несколькими родственниками была в машине, которая плелась за этой толпой родственников и друзей жениха. Это ночное шествие от невесты к жениху у нас называли «Ёр-ёр».

Представьте себе толпу, человек – 50-100, идут по улицам с огромным факелом, с музыкой и поют песни. Нельзя это назвать песнями, это что-то вроде частушек. В таких шествиях всегда были заводилы, которые были солистами и пели эти самые частушки. Строчку поет солист и все хором подпевают «Ёр-ёр-ёроне!», еще строчка – еще припев. Этот солист мог остановиться в любой момент посреди улицы. И тогда его брали в круг. Факельщик тоже был в центре этого круга. Факел опускался на землю, подливался керосин, и начинались песни и пляски вокруг огня. Затем факельщик менялся и шествие продолжалось.

Люди жившие на улицах выбегали из своих домов и принимали участие в шествиях. Раньше, услышав вечером «Ёр-ёр» мы выбегали из дома, чтобы посмотреть. Каждый день были слышны эти песни.

Конечно, это были очень и очень опасные шествия. Было очень много случаев ожогов и пожаров. Чуть больше 20 лет назад я сам получил ожог 2ой степени на одном из таких факельных шествий.

Несколько месяцев, кажется, я сидел дома – лицо полностью обгорело. Но, наверное, не очень глубоко. По меньшей мере никаких следов сейчас нет :)).

Таких случаев было очень много и потом это дело запретили. Сейчас факельных шествий нет. Надеюсь, что это когда-нибудь еще появится. Как-то я был в Бухаре и видел, как на базаре продавали странные палки с наконечником. Это оказались... ФАКЕЛЫ! В Бухаре эти свадебные факельные шествия СОХРАНИЛИСЬ! Так что у нас еще есть шанс поучаствовать в таких шествиях.

Это был экскурс в недавнее прошлое. В своем повествовании о свадьбе я остановился на том, что после загса и прогулке по городу жених и невеста приезжают в дом к жениху.

А там - толпа народа. Жених и невеста проходят на свое место. Начинается вечер. Да, это мероприятие у нас называется «Вечер». Длится он 3-5 часов. Обычная свадьба с поздравлениями, песнями, плясками, с врученьями подарков, речами, иногда долгими, но нудными :).

Всё съедено (4-5 горячих блюд), всё выпито (водка, коньяк, шампанское, а сейчас и вино) гости расходятся и последняя песня все-таки «Ёр-ёр». Под эту песню жених и невеста… Нет, не уединяются – и не мечтайте! :) Под эту песню жених, подняв невесту на руки носит ее вокруг костра и заводит в комнату, в которой будут они жить. В комнате жениха и невесты сидят родственники невесты, да нет, уже не невесты, а ЖЕНЫ! В НАШЕЙ комнате в первую ночь остаются женщины - родственники ЖЕНЫ и она проводит со своими родными последнюю ночь.

Отдельно нужно сказать про эту комнату. Все стены в комнате увешены теми самыми подарками, которые подарила невесте сторона жениха, да и сторона невесты тоже. Под потолком на стенку по периметру забиваются гвозди, и на эти гвозди вешаются подарки. На стенке ковер или цветастое покрывало. Смотрится очень и очень красиво.

Т.е. ЖЕНА осталась опять со своими родственниками, но уже в доме МУЖА, а МУЖ идет и дальше продолжает веселиться со своими друзьями. Если еще может, конечно, веселиться. :) Если не может, то идет (если может, конечно) спать, а если не может, то его ведут или везут. В основном, дома для жениха места не находится – слишком много родственников остается на ночь, и он идет спать или к соседям, или к ближайшим родственникам. Я пошел к дяде. Взял под руки своего брата двоюродного, который не был в состоянии даже стоять и мы пошли. Сам я был трезв, потому что выпил если, то граммов 100, не больше. Я больше с Нигиой болтал, наблюдал за всем и радовался жизни.

«Вечер» закончился.

Завтра утром моих родителей и родственников ждет мероприятие, которое называется «Рубинон». Слово это в прямом переводе звучит как «смотрение лица».

«Вечер» - это мероприятие более для молодежи и среднего возраста. На вечер старики и официальные знакомые не приходят и не приглашаются. Они приглашаются на «Рубинон». Сейчас речь идет о мужской части мероприятия. Женщины приходят на все мероприятия независимо от возраста, приглашенности и других критериев. Женская любопытность побеждает все! :)

Сейчас стало модным проводить некоторые мероприятия, в том числе и «Рубинон» для мужчин, в форме «нахор-ош». «Нахор-ош» - это когда рано утром готовится плов и на этот плов приглашаются люди. В Самарканде «нахор» начинается где-то в 7 утра. :). Т.е. повар начинает готовить где-то с 2-х часов ночи. В Самарканде еще ничего, в Ташкенте и в городах Ферганской долины «нахор-ош» начинается где-то в 5 часов. К 8 часам мероприятие заканчивается.

На «нахор-ош» делается только одно блюдо – плов. На столе лепешки, чай, фрукты, печеное. Спиртных напитков нет. Хотя в Самарканде и на «нахор-ош» умудряются готовить 3-4 горячих блюда и ставить водку и другие спиртные напитки, а некоторые умудряются в это время еще ее и пить. :). Это НЕ шутка.

Вернемся к «Рубинону». Мужики – знакомые и соседи стороны жениха, покушав плов, расходятся. Часов в 12 приходит сторона невесты - и мужчины, и женщины. Им готовятся несколько блюд + спиртное + прохладительные напитки + …+…+…

Мужики сидят и кайфуют, а женщины делают свое «черное дело» - они смотрят на невесту. В этот день приходят смотреть невесту родственники, знакомые и соседи стороны жениха. Невеста в национальной одежде вся укрыта с ног до головы. На руке платок, которым она время от времени закрывает и открывает лицо. Так она приветствует гостей.

Каждый, кто хочет поближе разглядеть невесту подходит к ней с подарком и целует ее в обе щеки. Я был очень удивлен в «Мастер и Маргарите» описанием церемонии, когда каждый гость подходил к ней и целовал в колено. Очень похоже на "Рубининон".

Наступает момент, и все, ВСЕ покидают дом жениха. Все гости расходятся и впереди… две недели уборок. А жених все ждет, когда же наступит вечер, и он сможет увидеть свою ЖЕНУ.

Вечером приглашают в дом муллу и он освящает брак. Невеста с бабушкой сидят за дверью, жених и мулла сидят у двери. Он задает вопрос о добровольности вступления в супружеские отношения жениха и невесту. Невеста должна дать ответ после того, как вопрос будет задан трижды. Нигина ответила «Да!». Я тоже. После этого мулла спрашивает у жениха, берет ли он ответственность содержать жену свою в течение всей жизни. Я ответил «Да!». Прочитав суру из Корана мулла удалился. Уехала и бабушка. Мы остались вдвоем.

На этом свадебные мероприятия не заканчиваются. Если свадьба обычно бывает в субботу и воскресенье, то на среду следующей недели назначается «Талбон». Это тоже что-то вроде смотрин, но уже в доме у невесты. На «Талбон» со стороны жениха едут все родственники и знакомые. Количество людей оговаривается заранее. В этот день уже отдыхает и резвится сторона жениха, а сторона невесты обслуживает.

Дело в том, что, когда свадьба проходит дома, никакие официанты не приглашаются. Все обслуживание висит на друзьях и родственниках жениха.

«Талбон» - это такая же свадьба только народу бывает, обычно, поменьше. Те же 3-4 блюда, та же водка. Опять же стол для жениха и невесты. Они сидят рядом. Только невеста уже в национальном одеянии для невест. Очень и очень красиво смотрится.

В конце мероприятия жениху сторона невесты дарит подарок. Невесте тоже дарят подарки и приветствуют ее, как женщину. Вообще, «Талбон» - это признак того, что девушка стала женщиной. И если вдруг выяснялось, что невеста не девушка, то никакого «Талбона» и не будет. Если «Талбон» есть, значит, всё ОК! Чего только не придумают эти женщины! :)

Через 40 дней после свадьбы сторона невесты приглашает семью жениха и проводит «Чиллагурезон» - «проводы 40 дней». Не совсем понятно почему делается это мероприятие, но оно есть, по крайней мере у нас это было.

Что касается последнего пункта - писар туй, то это мероприятие связанное с обрезанием мальчиков.

 

Автор: Рахматуллаев Максуд