Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Достопримечательности и архитектурные памятники Самарканда

Список всех достопримечательностей и памятников Самарканда

Медресе Улугбека (1417-1422 гг.)

Медресе Улугбека - крупнейшее учебное заведение Средней Азии, где помимо изучения религии, читались лекции по философии, математике, астрономии. Медресе имеет строгую планировочную схему: квадратный двор, на главных осях глубокие портальные айваны, промежутки между ними объединены двухэтажным рядом худжр.

С главного (восточного) фасада ко двору примыкает развитая в объеме портальная группа с центральной аркой (пролет 16.5 м.) и боковыми залами. Такие же залы-аудитории (дарсханы) имелись соответственно по другой (западной) стороне двора. Здесь,между ними, находится обширная галерея. Наружные углы здания закреплены стройными минаретами. Все помещения прямоугольные в плане, перекрытия сводчатые. Дарсханы имеют крестовидный план - квадратная основа зала и ниши на осях. Перекрытие залов купольное.

В глубине главной портальной ниши находился арочный проем с ажурной решеткой. По бокам деревянные резные ворота, за которыми во двор вели коленчатые коридоры. Необычная и своеобразная композиция фасада: в центре огромный портал и глубокая ниша со стрельчатым сводом. По бокам портала в небольшом отступе стена дарсханы, фланкированная минаретом.

Между порталом и минаретами в глубине с двух сторон располагались рубчатые купола на высоком барабане. Центры боковых фасадов подчеркнуты слегка отступающим объемом портала, связывающимся со двором айваном. Снаружи медресе (в плане около 81 х 56 м) имеет сплошную облицовку из глазурованных кирпичиков, мозаики и майолики, а также в небольшом объеме резных камней. Ритмическая организация плоскостей осуществлена в основном путем разделения поверхности стены на прямоугольные панно и пояса.

Во всем характере, технике и приемах облицовки много общего с соборной мечетью Биби-ханым. Но здесь художественная выразительность, культура архитектурной формы достигает еще более высокого совершенства и отточенности. Бесконечное разнообразие орнаментальных переплетений, строгость и динамичный побег гириха, многочисленные надписи, богатство и глубина цветового построения и, самое главное, удивительная гармоничность и уравновешенность всего организма отражают взлет неповторимого творчества.

Построением медресе Улугбека была заложена основа будущего архитектурного ансамбля - Регистана, окончательно завершенного лишь в 17 веке.

Автор: П.Ш. Захидов

Смотрите также другие памятники, выходящие в архитектурный ансамбль Регистан:

Медресе Шердор (1619-1631 гг.)

Мечеть-медресе Тиллякари ( 1646-1661 гг.)