Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Достопримечательности и архитектурные памятники Самарканда

Список всех достопримечательностей и памятников Самарканда

Ансамбль Абди-Дарун (12-14 века)

Культово-мемориальный ансамбль. Сформировался на кладбище у могилы арабского законоведа IX века Абд-ал Мазеддина.

Его мавзолей с шатровым куполом в своей основе, возможно, относится к XII веку. Впереди него в первой половине XV века была возведена зиаратхана (или ханака), обращенная во двор со старинным хаузом. Это здание портально-купольной композиции; на его портале и барабане наружного купола (скуфья не сохранилась) — гирихи и надписи, выложенные из глазурованных кирпичей.

С двух сторон двора, вероятно на древних фундаментах, расположены постройки 1908-1909 годов. Мавзолей окружают фамильные дахмы XV века, облицованные тесаными и глазурованными кирпичами. На прилежащем кладбище находятся мраморные намогильники XV-XVII веков с эпиграфической и стилизованно-растительной резьбой.

Основу комплекса составляет квадратный двор (25 х 25 м.) с большим восьмигранным хаузом посередине: южную сторону занимает собственно мавзолей Абди Дарун, с запада – квартальная мечеть, с севера – худжры небольшого медресе. Здание маволея несколько раз переделывалось. Ныне в сохранившейся части это небольшое кубическое здание с граненым барабаном и коническим куполом.

Перед мавзолеем в ХV в. построено портальное здание – ханака, которая увенчана цилиндрическим барабаном и сферическим куполом. Богато применены в облицовке глазурованные кирпичики и кашинная мозаика. Постройку этой ханаки по конструкции и декорам относят ко времени Улугбека. С двух сторон ханаки имеются поздние постройки.

Мечеть Абди Дарун состоит из квадратного помещения с единственной колонной внутри , а снаружи имеет красивый айван, открывающийся на север и на восток. Художественная полихромная роспись в декоре айвана занимает главенствующее место. Среди орнаментальных кружев поздней росписи и резьбы с датой 1908 г.

Сохранились имена народных мастеров уста Абдузахида, Абдугани, Сабира, Сиддика и Хасанхана. Комплекс Абди Дарун в целом представляет яркий пример создания замкнутого пространства в живописном сочетании отдельных объектов и неразрывной связи с хаузом и зеленью. Уют, компактность и соразмерность частей и целого происходят из стремления достичь во всем практической целесообразности. Все предельно просто, нигде народного мастера не покидает чувство меры.

Та территория Самарканда, где находится ансамбль Абди-Дарун, в X веке представляла собой часть так называемого «внешнего города». («Внутренний город», шахристан располагался на территории городища Афрасиаб.). Здесь, среди садов и виноградников, были усадьбы феодалов. «Внешний город» окружала стена. Позднее, в XIV веке, на ее месте возвели новую стену Самарканда.

Район расположения Абди-Даруна стал очень оживленной частью города в XIV веке, т.к. здесь проходили две дороги: одна — вверх по долине Зеравшана, другая — на юг, в сторону Кеша (нынешнего Шахрисабза) и далее через Термез в Кабул и Индию.

В XV веке у древнего кладбища, неподалеку от Абди-Даруна, был сооружен один из лучших архитектурных памятников Самарканда — мавзолей Ишратхана.

Мавзолей Абди-Дарун (12 век)

Ансамбль, как и мавзолей, назван именем похороненного здесь казия (судьи) Ходжа Абди, или Абд-ал Мазеддина, жившего в Самарканде в IX веке. Дополнение к имени — «Дарун» означает «внутренний» и указывает, что его могила находится внутри городской стены Самарканда. Построенный в XII веке, он был отреставрирован в XV веке. Реставрация настолько изменила мавзолей, что совершенно неизвестно, как он выглядел в древности. Мавзолей представляет собой небольшое квадратное сооружение с пирамидальным куполом на восьмигранном барабане. Интерьер мавзолея более чем скромен, здесь нет росписей золотом, керамики. Стены, паруса, купол мавзолея оштукатурены белым алебастром. Почти вся его площадь занята большим надгробием.

В XV веке рядом с мавзолеем появляется однокомнатная зиаратхана (помещение для совершения обряда поклонения — зиарата). По мнению части исследователей, это — ханака.

В XIX веке здесь появилась мечеть с зимним молитвенным залом, айваном и небольшим минаретом. Зимнее помещение мечети, в отличие от айвана, не представляет интереса. Айван украшают стройные, деревянные колонны с наборными сталактитовыми венцами капителей. Яркие, очень красочные плафоны между балками перекрытий.

С северной стороны дворика — небольшое медресе, построенное в 1905 году. Ансамбль Абди-Дарун дает пример живописной композиции, где внутреннее пространство дворика служит тем организующим элементом, которому подчинены здания, зелень, хауз.