Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Город Нурата (Навоинская область)

Краткая справка о Нурате

Нур (Нур-Ата), ныне Нурата местность и город расположены к северо-востоку от города Навои. Город находится на северном склоне западных отрогов Нуратинского хребта на караванном пути, соединявшим долину Зарафшана с главными городами Бухара и Самарканд с областями Южного Казахстана, Семиречьем и т.д. Это была пограничная крепость и большое селение, на границе со степью, важнейший торговый узел и военно-стратегический пункт, защищенный мощными укреплениями.

Древняя крепость с юга возвышается над городом, под ней – большой родник и водоем, откуда берут начало арыки Нураты, к северу располагался шахристан, сейчас его поглотили современные городские кварталы. Рыба (маринка) в большом количестве водится как в главном водоеме, так и в городской арычной сети. Никто из нуратинцев и приезжих не смеет ловить, трогать, пугать рыбу, так как по народным представлениям, она, как и родники считаются священными.

В древности оазис Нура вместе с городом был окружен оборонительной стеной. Почти квадратная в плане (примерно 7X7 км), она имела единственный въезд на северной стороне, против городских ворот. Её остатки можно увидеть на картах середины ХХ в. Нурата с глубокой древности относилась к одному из округов Бухары, поэтому ее часто называли «Нур бухарский».

Краткие сведения об этой местности содержатся в «Истории Бухары» Мухаммада Наршахи и его продолжателей. В X в. Нур был большим по площади селением. В нем была соборная мечеть, много рибатов и мазаров святых. Каждый год жители Бухары и из других мест отправлялись сюда для совершения зиарата (поклонения). Паломничество к мазарам Нура приравнивалось к хаджу в Мекку. Когда паломники возвращались из Нура, то Бухару украшали венками по случаю возвращения из такого благословенного места.

Нур в других областях называли «Светом Бухары», потому что там было похоронено много людей из «табиин», то есть воочию видевших пророка Мухаммада. Нур как укрепление упоминается в истории борьбы за престол последнего Саманида Абу Ибрахима Исмаила, известного под титулом «Мунтасир» - Победоносный, со своими врагами в 1004 г.

В начале 1220 г. к Нуру подошла армия Чингисхана, стремившаяся к Бухаре. Ее появление под стенами города было столь неожиданным, что жители в ночной темноте приняли монголов за прибывший издалека караван. Нур сдался врагу без сопротивления, был разграблен и на него наложили контрибуцию в 1500 динаров, а здоровые и молодые мужчины были определены в хашар, т.е. в отряды, использовавшиеся на тяжелых работах при осаде и взятии других городов.

И в последующие времена Нур оставался воротами на Бухару, здесь проходили войска Амира Темура, Шайбанидских и Аштарханидских ханов, а в мирные времена ею пользовались торговые караваны, послы, путешественники. К сожалению, немного известно о правителях крепости Нур, в доступных письменных источниках они отрывочны и малоинформативные.

В конце XVII в. крепостью Нурата управлял Термези-бек джелаир, которого за жестокость называли Марсом неба храбрости, а за силу - Рустамом ристалища смелости. Вероятно, город иногда выступал оппозицией к центральной власти в Бухаре. В письменных источниках упоминается о взятии крепости Нурата эмиром Даниял-бием в 1782 г. Во 2-й половине XIX в. беком Нураты был некий Абд ал-Гафар. Народ относился к нему с большим уважением, хотя он не окружал себя никакой пышностью, выезжал без свиты и есаулов.

До начала XX в. Нурата был пограничным со степью торгово-ремесленным городом с мощной крепостью, где сидел бек - ставленник бухарского эмира. Главная улица города, начиная от городских ворот, представляла собой крытый рынок, окруженный торговыми и ремесленными рядами; туда же открывались ворота многочисленных караван-сараев, где останавливались купцы с товарами.

В них велась оптовая торговля зерном, кожей, сухофруктами, шкурками каракуля, мануфактурой, обувью, скотом и т. п. Территория города состояла из четырех плотно застроенных частей, каждая из них включала небольшие кварталы - гузары.

В каждом квартале располагалась приходская мечеть для ежедневных пятикратных молений жителей мужского пола. В нескольких больших гузарах было по две мечети. Кварталы снабжались водой по арыку, который протекал из квартала в квартал. Полив земель за пределами города осуществлялся системой кяризов. Они состояли из сети колодцев и галереи - подземного водосборного канала.

В начале ХХ в. в Нурате насчитывалось 360 кяризов. Небольшие кяризы состояли из 24—33 колодцев в каждом, крупные кяризы включали от 100 до 150 колодцев. Известны названия крупных кяризов: Мозор, Мийри, Кувандык, Зулим, Зулфикар. Некоторые кяризы сохранились до наших дней.

Автор: Некрасова Елизавета Гавриловна