Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Архитектурные памятники города Нурата

Мечеть-хонако Панджвакта

Центром города на протяжении сотен лет являлся источник, вытекающей из-под скалы, на которой расположена древняя крепость Нураты. Возле него на протяжении веков отстраивался и перестраивался культовый центр с административными и хозяйственными постройками.

Ныне сохранившийся архитектурный ансамбль включает большой водоем и две мечети. Наиболее ранней постройкой ансамбля является мечеть-хонако Панджвакта. Она была возведена в XVI в. и несколько раз перестраивалась. Это величественное здание перекрыто куполом, опирающимся на систему щитовидных парусов. С двух его сторон располагаются айваны, пристроенные к мечети в середине XIX в.

Джума-мечеть «Чилсутун»

Второе здание джума-мечеть, местные жители называют её «Чилсутун» (сорокаколонная), хотя в интерьере находится всего 16 колонн. Она перекрыта 25 небольшими куполами, центральный купол установлен на восьмигранном барабане, в нем расположены световые проемы, прикрытые ажурными ганчевыми решетками. Кроме этого, интерьер мечети освещается небольшими проемами в боковых стенах.

Над её главным порталом высится миниатюрный минарет высотой около 6 метров, с которого раздавались призывы к молитве. Мечеть возведена в XVI в., но от старого строения сохранился лишь каменный цоколь. Генеральная реконструкция была произведена в1321/1903-04 г., о чем свидетельствует надпись на портале. Строительство возглавлял ишан Турсун-ходжа, зодчим был бухарский мастер устад Абдушукур.

Также в реконструкции принимали участие местные мастера: устад Шамс (резные ворота), устад Ходжа, устад Рустам, устад Рахманкул, устад Каландар и др. Мастера из Газгана Абдурахмон и Абдурасул Турдыевы украсили портал угловыми мраморными колонками, из этого же материла, они выполнили боковые стойки входной двери и михраб.

Баня

К северу от основного архитектурного ансамбля располагается баня, возведенная в 1922 году бухарскими мастерами (строительство возглавлял Турсун-ходжа). Вероятно, она отстроена на месте древней бани. Здание сложено, в основном, из каменных блоков. Планировка бани традиционна.

Вход в нее устроен через высокий зал с балочным потолком на четырех колоннах. Она состоит из двенадцати помещений, перекрытых сводами и куполам: входные тамбуры, мыльни, резервуары для холодной и горячей воды сгруппированы вокруг мион-сарая (центральный зал). В определеннее дни она обслуживала мужчин и женщин.

Водоем

В композиционном решении комплекса большая роль принадлежит водоему. Глубокий неправильной формы, он по всему периметру был окружен узкой деревянной дорожкой. Спуск к водоему был организован по ступенчатым площадкам, с северной стороны над ним возвышается небольшая мечеть. Войти в нее можно было по нескольким ступенчатым площадкам.

Южная и восточная стороны водоема были застроены узкими айванами и поминальными помещениями, возведенными на разных уровнях. Водоем с каскадами, миниатюрными ступеньками, висячими дорожками составлял единое целое с монументальными сооружениями комплекса.

Автор: Некрасова Елизавета Гавриловна