Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Архитектура и памятники Коканда

Медресе Норбута-бия

Медресе Норбута-бия - было построено в 1799 году на площади Чорсу, незадолго до смерти одного из самых известных правителей Коканда, Норбута-бия, при котором стали чеканиться кокандские монеты.

Медресе представляет собой прямоугольное в плане здание, со сторонами 52 х72 м. Квадратный двор со скошенными углами, по периметру которого расположены одноэтажные кельи - худжры. По углам здания стоят цилиндрические башни, по обе стороны высокого входного портала находятся помещения мечети и дарсханы. Все скромно и просто в этом здании: в интерьере, покрытые ганчем белые стены; почти совсем отсутствует декор на фасаде здания. По архитектуре напоминает бухарские медресе, по некоторым предположениям, в строительстве здания участвовал бухарский строитель и резчик по ганчу усто Касымджан.

Мечеть Джами и минарет

Мечеть Джами была построена при Умархане, младшем сыне Норбута-бия, в начале 19 века (1818 г.). Приблизительно к этому же времени относится и строительство минарета. Мечеть занимает довольно большую территорию, площадь ее равна 97,5 х 25,5 м.

Трехсторонний айван с плоским перекрытием поддерживают 98 деревянных колонн, опирающихся на мраморные базы. Деревянные потолки украшает богатая роспись с геометрическим и растительным орнаментом. Стены, покрытые ганчем, разделены на прямоугольные панно со стрельчатыми углублениями. В оформлении панелей использовалась техника ганчевой мозаики «часпак». Мечеть Джами, вместе с расположенным рядом минаретом, составляют единый комплекс.

Минарет высотой более 22 метров, представляет собой форму усеченного конуса, поверх которого проходит шестигранный купольный фонарь.

История Коканда известна трагическими эпизодами жестокой борьбы за власть между престолонаследниками, которые, ради достижения своей цели, идут на преступления, преследуя и уничтожая членов своей семьи, своего клана. Алим-хан, старший сын Норбута-бия, был свергнут, а затем убит по приказу своего брата Умархана. Предание гласит, что рядом с будущей мечетью, располагалось недостроенное здание медресе, начатое при Алим-хане. Оно было разрушено по приказу Умархана, так как, якобы, строительство велось на средства, заработанные неправедным путем.

Некрополь Дахма-и-Шахон

Усыпальница кокандских ханов династии Минг расположена недалеко от медресе Норбутабия. Была возведена в начале 19 века в период правления Умархана. Включает в себя хазиру (захоронение) и поминальную мечеть - зиаратхону.

Многоцветной изразцовой облицовкой покрыт парадный входной портал с куполом, ведущим, в обнесенный с трех сторон невысокой стеной с арками, двор с захоронениями. В одном из них был похоронен Умархан, умерший в 1822 году.

Искусный растительный орнамент, выполненный усто Мухаммад Гиесханом, украшает входные резные деревянные двери в портальной части зиаратханы и мечети. Внутренние стены помещений, плафон мечети отделаны тонкой резьбой по ганчу, потолки покрыты цветной росписью.

Некрополь Модарихан

Усыпальница женщин ханской династии. Представляет собой небольшое по размерам портально-купольное сооружение с граненными минаретиками по углам главного фасада. Если некрополь Дахма-и-Шахон оставляет впечатление сурового сооружения за счет своих строгих форм и приземистого купола, то в женской усыпальнице более изящные пропорции; стены, купол, минаретики покрыты мелкими красочными узорами.

Наряду с традиционными тонами, белым и синим, в украшении орнамента использованы красные, желтые, зеленые цвета. На портальной части здания, на одной из шестигранных плиточек, выведена дата строительства здания 1825 г. (1241 г.х.).

Это сооружение связывают с именем известной узбекской поэтессы, жены Умархана, Махлар-Айим (Надиры). В памяти кокандцев осталось не только поэтическое наследие Надиры-бегим, но ей приписывают и строительство двух медресе, одно из них у торговых рядов, другое медресе Чалпак, возле некрополя Дахма-и-Шахон. Трагичной оказалась судьба этой женщины. Вместе с сыновьями Мадали-ханом, воссшедшим на престол после смерти отца, и Султан-Махмуд-ханом, в 1842, после взятия Коканда правителем Бухары Насрулла-ханом из династии Мангытов, она была казнена.

Урда – дворец Худоярхана (1863 – 1870 гг..)

Один из самых значительных памятников Коканда – дворец-урда, был построен при последнем правителе Коканда – Худоярхане. Это был новый дворец, построенный на месте старой Урды: с которой у Худоярхана были связаны тяжелые воспоминания: здесь были зарезаны его отец и старший брат, поэтому он был снесен.

Дворец сСтроился в традициях среднеазиатского зодчества. Высокий входной портал с цветной изразцовой облицовкой сине-голубого цвета, по бокам которого высятся два минарета; по обе стороны фасада тянутся длинные стены с декоративными нишами, еще два минарета расположены по углам здания. Весь фасад дворца был покрыт красочной резной наборной мозаикой.

Над входом, на портале, арабской вязью, надпись, которая гласила, что это дворец Саид Мухаммад Худоярхана («Аркчи олий Саид Мухаммад Худоярхан»). 80 лучших мастеро -строителей, керамистов, 16 тысяч рабочих насильственно согнанных со всего ханства, принимали участие в возведении дворца.

Расположенный на искусственном возвышении, в центре Коканда, он хорошо был виден издалека. Возглавлял работы усто Мир Убайдулла. Длинный и пологий пандус ведет к центральному порталу. Большие резные ворота открывают вход во внутренний парадный двор, обведенный по периметру айваном. Здесь находились куринишхона – залы для больших и малых аудиенций с небольшими ожидальными комнатами. В

о второй части двора располагались мечеть, зарринхона – казначейство, диваны - правительственные канцелярии. Центральная часть дворца была занята жилыми постройками для шаха – шахниши , хозяйственными помещениями со складами, малым залом для приемной - саломхона.

В жилой части дворца наибольшая территория была отведена под гарем с тремя сообщающимися между собой дворами. Здесь жили законные четыре жены шаха и от 40 до 50 наложниц, а также прислуга, обслуживавшая многочисленных обитателей гарема.

В оформлении интерьеров парадных залов использовалась резьба и роспись по ганчу, это панно с композициями из стилизованных деревьев, сталактиты, которые украшали стены. Деревянные потолки помещений дворца были расписаны клеевыми красками, особенно нарядно выглядел тронный зал.

Остались известны имена тех замечательных народных мастеров, которые работали над возведением и украшением дворца: это строители мулла Суяркул, усто Салиходжа, усто Фазыл-ходжа, ганчкоры усто Мамасадык, усто Юлдаш Наджар-баши, мастера-облицовщики усто Абдулло, усто Джами, усто Джалил, усто Закир.

С севера ко дворцу примыкали конюшни, здесь же находились казармы воинов-сарбазов. С южной и западной стороны ко дворцу подступали сады – чор боги с устроенными в них небольшими водоемами- хаузами.

Время не пощадило дворец-урду кокандских ханов, от большого комплекса сохранилась лишь восточная парадная часть с входной группой помещений. Ныне здесь расположена экспозиция краеведческого музея.

Медресе Камол Казы (1830-1832 гг.)

Небольшое по размерам здание, которое выделяется своим входным порталом с боковыми цилиндрическими башнями. За порталом, на уровне второго этажа, расположена учебная аудитория - дарсхона, перекрытая четырехгранным куполом. Квадратный двор окружен одноэтажными худжрами, здесь же расположена мечеть, представляющая собой айван с балочными перекрытиями, поддерживаемыми четырьмя колоннами. Цветные изразцы украшают входной портал; интерьер мечети и дарсхоны отделан ганчем, потолок мечети расписан мастером усто Умарджаном.

Автор: Джураева К.Т.