Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Торговые и ремесленные ряды Бухары

Базары города тесно были связаны с мелким ремеслом и мелкой розничной торговлей. Крупные торговые операции сосредотачивались в караван-сараях, которые издавна находились на базарах, но в ряду которых многие, особенно в последние годы, были мало связаны с городским ремеслом и экономически тяготели к загородным транспортным магистралям и железной дороге.

Базары и торговые ряды (раста) тянулись от Лаби хауза и до Регистана. Они размещались по видам изделий. Мелкие лавчонки шли вперемежку с дуканами — мастерскими ремесленников, составлявших также отдельные раста. Часть торговых и ремесленных рядов находилась под куполом (чорсу), часть в специальных сводчатых кирпичных базарах (тимах).

Некоторые товары, например, зерновые продукты, складывались для оптово-розничной торговли под просторными навесами (каппанами), средняя приподнятая часть которых опиралась на расставленные по кругу столбы. В наиболее оживленных местах улица перекрывалась навесом на деревянных столбах с земляной кровлей местного типа или покрывалась циновками (берданами).

Навесы эти (сабод) разной высоты были сбиты очень небрежно, часто осыпались, но в условиях палящего зноя были необходимы. Раста и базары начинались позади медресе Нодир Девонбеги и местности, называемой Бозори Ходжа. Здесь были небольшие раста халвогори (халвы), бакколи (бакалеи) и рахати джанфуруши (торговцев мороженым). По направлению к медресе Кукалдош находился Бозори джау, на котором выделялся большой каппан по продаже ячменя и проса.

Перед суфой медресе Кукалдош шел торг солью (бозори намак), а через дорогу находился каппан, в котором продавали горох, жмых и другие продукты (бозори нахуд, загир, кунджут, мош). Вокруг хауза Нодир Девонбеги располагались ряды продавцов лепешек и халвы (растаи нонфуруши, халвогари), парикмахеров (сартарош).

В дни рамазана здесь устраивалась ярмарка. Вдоль медресе Ерназар тянулись длинные чайные ряды (растаи чой фуруши Лаби хауз). Они переходили затем в ряды торговцев пряностями и аптекарскими товарами (растаи аттори). За углом медресе Ерназар, до дороге к Самаркандской улице, располагался угольный базар (бозори ангишт), продолжением которого был бозори танур.

Здесь сидели кулолгары со своими изделиями (гончарной посудой). Ветвь этого базара охватывала мечеть Шейх Шона и заходила за медресе Кукалдош, где был ряд мясников (растаи кассоби). По другой магистрали, которая ведет от того же Лаби хауза к Токи Саррофон, помещались: клеверный базар (бозори алаф), чайные ряды (растаи чой фуруши), птичий базар (бозори мург), ряды старых платьев (растаи латта фуруши) и между ними отдельные лавки — дуканы мыла и цветных сальных свечей (совуни шалми нахиян), правую сторону той же улицы, вплоть до Токи Саррофон, занимали ситцевые ряды (растаи чит).

Под перекрестками купола Токи Саррофон в специальных дуконах продавали тонкие шелковые платки (маргеланские и бухарские) калгаи, пользовавшиеся большим спросом, особенно среди местных евреев, проживавших в соседнем квартале. От купола Токи Саррофон на юг, в сторону хаузи Рашид, тянулся незначительный базар, на котором не было особых рядов, вдоль улицы стояли самовары, где торговали кипятком и мелкими товарами.

На запад от купола, над арыком Шахруд, продолжались по обе стороны улицы ситцевые ряды (растаи читфуруши); они тянулись вплоть до медресе Гавкушон, где продавали глиняную посуду (сафонфуруши). На север от Токи Саррофон тянулись по обе стороны улицы растаи аттари, длинные ряды продавцов пряностей, москательных и аптекарских товаров, афганских и персидских вееров (бодбезак) и пр.

Они смыкались на углу возле мечети Магоки Аттори с растаи аттори, которые шли со стороны медресе Кукалдош. В направлении к куполу Токи Тельпак шли ряды: зеркальный (растаи ойна), отдельные дуконы гребешков (шонафуруши) и яичные (тухумфуруши). Особый ряд составлял Тими Сафед; здесь стояли по кругу, в два ряда сундуки, торговали чалмами (салла), полотном (сури), полушелковыми материалами (адрас). К Тими Сафед примыкал длинный пассаж Тимча, который служил как бы продолжением Тими Сафед.

Он проходил позади мечети Магоки Аттори и имел выход через улочку, пересекавшую нынешний сквер им. Фрунзе (название изменено) на базар атторов и на улицу, тянувшуюся от Токи Тельпак на юг, вдоль современного сквера. Посредине этой улицы шли посудный ряд (чинифуруши), ряд веревок (растаи респонфуруши). Между ними были отдельные лавки свеч и мыла (шаму собунфуруши).

От Токи Тельпак к медресе Кукалдош шли сапожный базар (располагавшийся в караван-сараях), вдоль улицы торговали обувными подковами и гвоздями для них (растаи нальгари и мехчагари), за ними следовали кожевенные ряды, где продавались изделия из ослиной кожи (кемухтгарон). Под куполом Токи Тельпак все боковые проходы были открыты, торговые ряды располагались по кругу.

Под сводами находились книжные ряды (бозори китоб), по имени которых и весь купол часто называли Токи Китоб. Противоположную половину купола занимали ряды торговцев украшениями для одежды, особенно поясами (растаи тагбанд) и дуконы с головными уборами (бозори Тельпак, или, как их чаще именовали, Токи Тельпак). За Токи Тельпак у мечети Магоки Курпа шел слева торг одеялами (Бозори Курпа), а справа находились ряды шорников, за ними кузнечные ряды (растаи чилёнгари) и ряды торговцев скобяными товарами местного производства (растаи хурдафуруши).

Напротив них тянулся большой обувной базар (Бозори Кауши аляк). В сторону Токи Заргарон, за куполом Токи Тельпак, размещались в шести нишевых сводах, по обе стороны улицы, менялы и ростовщики (саррофы). Следующие шесть ниш занимал базар ножей (бозори корд). Между ними вклинивался довольно большой магазин бумаги (дукони когазфуруши). За сводчатым проездом располагались далее, по обе стороны улицы, вплоть до бань,ряды шелка в мотках (растаи бозори-абрешим).

Главная магистраль базара в этом месте как бы расщепляется. Справа — в узком переулке, что проходит позади Тима Абдуллахана,— продавали оружие (растаи милтикфуруши). По центральной улице располагался справа небольшой ряд аттаров, продававших кроме обычных своих товаров и сита (элак), слева на углу — продавцы иголок (растаи сузангари), а за ними, напротив сарая Раджаббека, ряды продавцов золотошвейных изделий (растан зардузи); затем несколько дуконов золотошвейных попон и ценной сбруи (даурифуруши).

Здесь же находилось несколько дуконов, торговавших военным снаряжением (луки, шлемы, панцири). Центральное место на этой улице занимал Тим Абдуллахан. Этот огромный сводчатый базар с шестью воротами был главным пунктом розничной торговли шелком. Специальные шкафы (сандук) с товарами располагались между мощными пилонами, толпа кишела под центральным куполом, в окружавших его помещениях со сводами. Кроме шелковой материи (абрешим) здесь продавали также шелк в мотках и европейские фабричные материи (кундаль, фаранги, латта).

За Тимом Аблуллахан тянулись еше вплоть до Токи Заргарон смешанные ряды ситца, чая, гороха, кишмиша и прочих товаров. Между ними был небольшой базар материи для чалм (бозори салляю футафуруши) и напротив него довольно обширный базар местных материй (бозори карбоси калами). У самого Токи Заргарон мы снова встречаем дуконы со свечами и мылом (собуну шамфуруши).Токи Заргарон уже в то время не имел сквозного движения по кругу. Боковые его проезды были заняты под дуконы, где шел торг хурджунами и паласами (бозори Хурджун).

В двух угловых помещениях располагались торговцы обувью из вывернутой кожи (бозори музан чанки таклама) и кожи (булгари сурх). Дальше к северу был небольшой ряд продажи постного масла (ругани джувса) и несколько дуканов известки, затем базар обрывался. Вправо, под сводами Токи Заргарон, в смежных дуконах еще сидели ювелиры (растаи заргарон), а за ними находилось несколько дуконов красильщиков материи (рангрези), дальше ряды тоже обрывались.

На площади, между медресе Улугбека и Абдулазизхана, продавали продукты, доставлявшиеся из кишлаков: мясо, фрукты; среди дороги — дрова, а на суфах обоих медресе теснились ишаки с хворостом. На этой древней магистрали было еще несколько дуконов евреев красильщиков. Они располагались по обе стороны дороги, под стенами дома раиса, а за ними, примерно на восточной границе былого шахристана, существовало еще несколько дуконов литейщиков чугунной посуды (гузари дегрези).

Дорога выходила затем на Самаркандскую улицу, на которой снова, в направлении к центру города, тянулся небольшой крытый базар (бозори Кали Фарход), где были ряды красилыциков (растаи рангрези). За ними на правой стороне, до упоминавшихся уже кулялей, шел в сараях и дуконах торг красителями (бузгундж). Полукольцо базаров от Токи Заргарон, через бозори Кали-Фарход и до Лаби хауза, было мало оживлено, а местами и вовсе прерывалось.

Главная магистраль базара поворачивает от Токи Заргарон на запад, к Регистану. Уже рядом с Токи Заргарон мы находим большой рисовый каппан (каппани гурундж), а затем, по обе стороны дороги, шли под стенами медресе Мири Араб довольно мелкие лавочки (растаи кассоби Пой Минор) и дуконы продавцов чугунных изделий (дукони дегфуруши, офтобан чуён). Кроме котлов, чугунных офтоба здесь торговали пищевыми продуктами — рисом, зеленью, фруктами, мороженым.

Широкая площадь перед минаретом была занята хлопковым базаром (бозори гузаи кухна); после перевода этого базара в специальный сарай на площади останавливались дехкане, привозившие в город на ишаках хворост и дрова. Дальше, вдоль стен мечети Калон, шли ряды торговцев бронзовыми изделиями (растаи хуларези, или хулафуруши). Широкий базар начинался ниже, примерно за западными границами былого шахристана.

Здесь дорога расширялась, и по ней располагался шумный ряд жестянщиков (растаи тунукасози) и за ними два параллельных базара — торговцев халатами (растаи бозори джома) и сладостями (растаи бозори кандалот). Здесь дуконы приобретают довольно большие размеры и заключают в особых кладовых значительные запасы товаров. В конце длинных рядов торговцев халатами примостились и торговцы старым платьем (растаи латтафуруши); за рядами сладостей и варенья тянулись ряды медников (растаи мисгарон).

Несколько в стороне, вокруг большого хауза Лисак, располагался птичий базар (бозори мурги каптари бедана). За медниками, где прерывались ряды, шли отдельные дуконы часовых дел мастеров (соатсози). Далее базар выходил на Регистан. У входа на площадь находились растаи тиргарон, а за ними Токи Тиргарон (купол оружейных мастеров), где некогда выделывались стрелы для луков, но в последние годы шел торг ситцами.

Торговыми центрами Регистана были Токи Тиргарон и расположенный к западу от него, у выхода на Ширгаронскую дорогу, Токи Ордфуруши, а также небольшие тимча посреди площади. Раста шли здесь в несколько рядов. В южной части Регистана между Токи Тиргарон и Токи Ордфуруши и тимча были базары зерновых продуктов, вареного гороха (нахуди бирён).

В Токи Ордфуруши находились перекупщики зерна и клевера, почему и сам купол часто именовали Токи Алафи. На западной стороне Регистана находились растаи кассоби Регистон, бозори аттори Регистон, бозори чойфуруши Регистон, бозори мевани Регистон (фруктовый базар). Вокруг Болои Хауз были лавки бумаги и чернил (дукони когазу сиёхи). На северной стороне близ места казней располагался базар веревок (бозори респон), с ним рядом размещались продавцы люлек (харроти), далее перед медресе Бозори гусфанд, где некогда торговали баранами (что дало и название этому медресе), продавали клевер, а также табакерки из тыкв (бозори каду), арбузы, дыни.

На восточной стороне площади у входа на Регистан сидели под особыми зонтами (соябон) ростовщики (саррофы) и замыкали круг на углу Арка ряды шорников (растаи сарроджи), мелких трговцев кишмишом, чаем, маслом и прочие. Вдоль дорог за Регистаном базар продолжался только в сторону Имамских ворот, до хауза Мирзо Гафур; здесь шли смешанные ряды и продавали главным образом деревянные посудины (растаи согутараши), а также ишачьи седла (растаи тукумдузи). В центральной части Регистана в небольшой тимча, крытой балками, с земляной крышей, были сундуки с белым полотном (сурп), чалмами (дока), шелком (шойи).

В сторону Кошмедресе, до Сарипули Равгангарон, шли по правую руку отдельные дуконы мастеров по ремонту посуды (чурчут) и продавцов зерновых продуктов, а по левую тянулся базар соломы (бозори ках). Близ Сарипули Равгангарон шла также продажа вареного мяса и бараньих голов (бозори гушт ва каллапази) и жареного гороха (нахуди биръёнгари). Кроме главных базаров были базары на окраинах города; некоторые из них имели общегородское значение, например, бозори Чуб, и за пределами стены бозори Асп, или От бозор, и бозори Гаву гусфанд. Бозори Чуб лежал на северной границе былого шахристана — на широкой и открытой площади.

Здесь не было раста и торг шел под открытым небом. Здесь же продавали строительный материал — готовые балки (болор), стойки (забаррав), планки для потолков (васса), прогоны (синдж). Базар этот был крыт небольшим сабодом. К бозори Чуб примыкал бозори Дар, где продавали готовые дверные коробки, двери и ворота. Восточнее находился базар циновок (бозори буйро), которые выделывали здесь же, во дворах домов.

Около Авлиу Гариб было четыре базара: камышовый (бозори най), базар тростника для связывания дынь (бозори лух), базар хвороста (бозори афтон), привозимого на верблюдах, и, наконец, ишачий базар (бозори хар). Крупный лошадиный базар (бозори асп, от бозор) находился на перекрестке дорог за Имамскими воротами, он славился по всему эмирату. Коровий и бараний базары, а также базар верблюдов (бозори мол) находились за воротами Намозгох. Другие базары имели скорее местное значение и обслуживали, главным образом, прилегающие гузары. Крупнейшими из них были: бозори Хиёбон, вдоль медресе Хиёбон; здесь же был свой лесной базар — бозори Чуб, угольный (бозори ангишт), соломы (бозори ках), дров (бозори тараша) и на отдельной прямоугольной площади базар молочных продуктов (бозори каймок), прилегающий к кладбищу Эшони Имло.

Местами по Хиёбону проходил небольшой «сабод». В Джуйбаре базар шел по главной магистрали, ведущей к Каракульским воротам, и с небольшими перерывами доходил до Хиёбона. Сабодом был крыт лишь небольшой участок в средней части этого базара. На базаре Джуйбара были смешанные раста с дуконами атторов, пищевых продуктов, бакалеи, а также дров, сена и проч. За южной стеной кладбища Турки Джанди находился небольшой базар, обслуживавший еврейские махалля и соседние с ними гузары. Здесь не было раста, и торг шел с рук.

Торговали птицей (бозори тараши). В дуконах торговали продавцы мыла (собунфуруш), ганча (ганчфуруш), работали лощители шелковых тканей (кудунгары). Существовал еще значительный торг на бозори нав, где имелись раста и небольшой сабод. Это был базар фруктов, молочных продуктов и других предметов, завозимых в город из кишлаков. В остальных районах города существовали отдельные лавочки с бакалеей; с рук продавали молочные продукты. Следует также упомянуть хлопковый базар (бозори пахта), коконный (бозори пилла), кишмишный (бозори маиз), урючный (бозори гулунг) и базар кошм (бозори намад), которые помещались в караван-сараях и именовались базарами лишь среди дехкан. (Л. И. Ремпель «Далекое и близкое».)

 

Автор: Л. Ремпель. «Далекое и близкое».