Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Архитектура Средней Азии

Мавзолеи

Архитектура парадных памятных сооружений — мавзолеев получает на Среднем Востоке наивысшее развитие в 14-15 вв. Зодчие словно бы соревнуются в создании мемориальных зданий, каждое из которых имеет свою отличительную особенность.

Однако в типологии их намечается несколько общих линий. Тема мавзолея, как одиночного, однозального объема, столь характерная для предшествующей эпохи (наиболее блистательным воплощением ее был в ХIV в. мавзолей Улджейту Худабенде в Султании), в тимуридском строительстве встречается редко.

Таков Рухабад в Самарканде, возведенный в 80-х годах для высокочтимого Тимуром шейха Бурханеддина Сагараджи центрическая усыпальница с квадратной призмой основного объема, переходным восьмериком и отлогой сфероконической скуфьей. Скромный декор его в виде обрамляющих вход плиток резной поливной терракоты уже архаичен для эпохи расцвета полихромных облицовок в зодчестве Самарканда.

Вообще же однокамерные мавзолеи, обычно портально-купольного, реже — центрического типа, в тимуридском строительстве, как правило, либо входят в застройку погребальных архитектурных ансамблей, либо составляют элемент иных построек мусульманского культа — мечетей, медресе, ханака.

Наряду с этим в династическом строительстве Тимуридов слагается особый род сложных по своей планировке и объемнопространственной композиции многосоставных мавзолейных сооружений. Совершенно неповторимое по выразительности сочетание одиночных мавзолеев, как элементов целостного архитектурного ансамбля, предстает в группе Шахи-Зинда.

В правление Тимура здесь возникают один за другим мавзолеи его жен и эмиров, в которых зримо предстает развитие единой архитектурной темы небольшой усыпальницы с расположенным под нею склепом, перекрытой куполом и обращенной портальным входом в сторону узкой дорожки, ведущей от главной святыни Шахи-Зинда вниз по склону Афросиаба. Но при единстве объемной схемы в них явственна общая эволюция.

Меняются профиль и пропорции купола, основанного на кубовидном объеме: вначале это одинарный сфероконический купол с рубчатым оформлением поверхности (Шади-Мульк 1372 г., Амвар-заде 1386 г.), далее купол двойной, внешняя скуфья его приподнята на барабане многогранном (Ширин-бика-ака 1385 г., так называемый мавзолей Бурундука, мавзолей мастера Али Несефи), а затем цилиндрическом (Туман-ака, 1405 г.), причем барабан и скуфья приобретают все более стройные пропорции.

Постепенно меняются в этих мавзолеях и приемы декоративного убранства во внешних облицовках и в оформлении интерьеров. В строительстве 15 в. однокамерные мавзолеи редки, но те, что сохранились, иллюстрируют поиски новых композиционных решений. «Мавзолей восьмигранник» в Шахи-Зинда — это род октагонального павильона с восемью сквозными арочками и двойным куполом, из которых внутренний, высокий отлогого профиля, а наружный возвышался на цилиндрическом барабане и по аналогии с другими постройками эпохи Улугбека можно предполагать был строен в пропорциях.

 

Автор: Г. Пугаченкова. «Зодчество Центральной Азии, 15 век».