Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Архитектура Средней Азии

Ханака

Появление на Среднем Востоке ханака странноприимных домов для дервишей было связано с развитием суфизма. Но если в первые века ислама согласно правилам дервишеского аскетизма они представляли собой скромные обители, то в 14-15 вв. ханаки превращаются в обширные сооружения, построенные по определенному плану, нередко отличающиеся величием форм и великолепием декоративного убранства.

Сохраняя значение дома суфийских встреч и благотворительного учреждения, где раздаются неимущим пища и одежда, ханака нередко служат также общежитием для приезжих поэтов, ученых и даже правителей и знати (Тимур, например, в один из своих приездов в Самарканд остановился в ханаке Туман-ака).

Ханака включает обширный зал молитвенных собраний, который служит и мечетью и местом дервишеских радений, иногда в окружении нескольких худжр. При Тимуридах, судя по упоминаниям современников, было построено немало ханака, но до наших дней дошли немногие, притом не самые значительные здания этого типа.

Ансамбль Мухаммед-Султана в Самарканде соединял посредством квадратного дворика медресе и ханаку, но от нее дошли лишь фундаменты сводчатого айвана и каких-то примыкавших к нему помещений. Славилась в этом городе также ханака Улугбека, сооруженная на Регистане.

Она имела, по словам отнюдь не склонного к преувеличениям Бабура, «самый высокий в мире купол» — деталь эта указывает, что доминантой всей архитектурной композиции здесь был обширный купольный зал, а судя по тому, что ханака стояла напротив медресе Улугбека, главный фасад ее был, очевидно, выделен величественным порталом.

Ханаки 15 в., возводившиеся при уже сложившихся ранее архитектурных ансамблях, представляли род однокупольного здания. Такова ханака в комплексе построек 11-15 вв. у могилы Хакими ат-Тармизи в Старом Термезе.

В начале 15 в. здесь было водружено резное мраморное надгробие и построена ханака, которая представляет обширное, квадратное в плане сооружение с несколько архаичной для тимуридской эпохи системой купольного перекрытия, основанного на восьмиграннике тромпов и арочных ниш.

Два сводчатых портала лежат на главной оси. Декора нет. Постройка, с её простыми и сильными формами, просторна внутри и монументальна снаружи. Небольшая ханака первой половины 15 в. у мавзолея Абди-Даруна в Самарканде представляет однокомнатное портально-купольное сооружение, стены, барабан купола и панель интерьера которого оформлены глазурованными кирпичами и резной мозаикой.

Крупная, оформленная в интерьере золочеными узорами ханака, известная под названием Зарнигархана, была возведена у северо-восточного угла ансамбля Абдаллаха Ансари в Герате. На ее продольной оси лежит квадратный вестибюль, за которым следует главный зал, далее три служебные комнаты, в угловых же массивах встроены лестницы. В тех случаях, когда тимуридские ханака не пристраивались к уже существующему архитектурному комплексу, но возводились как самостоятельное сооружение, они включали, помимо главного зала, также несколько худжр для проживания пришельцев.

В стилистическом отношении очень близок к мечети Балянд другой архитектурный памятник Бухары первой половины 16 века — ханака (или мечеть) Ходжа Зайнуддина. И эта близость не только в общности архитектурных деталей и декоративных приемов, но более глубокая, проистекающая из общего подхода к задаче застройки угла квартала значительным общественно-культовым зданием.

Само это здание дает архитектурно совершенное оформление двух узких внутриквартальных улочек и внутриквартального участка, куда ханака обращена таким же, как в Балянде (но более значительным по масштабам), Г-образным портиком-айваном, с превосходным плафоном тонкой столярной работы и стройными колонками. Перед айваном — зеркало хауза, обсаженного зеленью.

Сама ханака заключает группу комнаток, но главенствующее положение занимает в ней главный молитвенный зал, где все — от ярких мозаичных панелей до сине-золотой чаши купола, меридиональные ребра которого исходят из венца сталактитов, основанных в свою очередь на легкой сетке щитовидных парусов,— исполнено невыразимой красоты. Постройку эту именуют то ханакой, то мечетью.

Объясняется это тем, что в последующие столетия среди местного населения было утрачено отчетливое представление о функциональном отличии двух этих видов мусульманских зданий. А между тем в 16 веке ханака являли специфический вид монументальных сооружений, для которых был выработан соответствующий, отличный от мечетей, архитектурный тип.

2.1. Ханака

Возникновение ханаки восходит к раннему мусульманскому средневековью и было первоначально связано с западными областями халифата. Ханака служила для призрения странствующих дервишей, а так как при ней обычно жил какой-либо видный суфий, она являлась местом сбора последователей определенной суфийской секты и их мистических радений. Имеется немало упоминаний о ранних среднеазиатских ханаках, но что представляли они собой как архитектурные сооружения, пока сказать затруднительно.

Во всяком случае, в домонгольское время то были очень скромные по своему внешнему оформлению постройки, ибо дервишский устав предписывал отречение от всяческих житейских благ и роскоши в быту. Ханаки включали жилые худжры (завия), помещение главного шейха (сума’а), зал дервишских радений и молений (масджидхана). С веками положение в корне меняется.

Правители, вельможи, представители крупного духовенства, объявляя себя сторонниками тех или иных суфийских орденов, отнюдь не помышляют об отказе от услад богатой жизни. Выше уже говорилось об обширных, роскошно оформленных ханаках тимуридского времени, нередко входивших в ансамбли других не менее парадных сооружений.

По-видимому, уже в эту пору и оформилось то принципиальное планировочное решение, которое было принято за образец в 16 столетии, хотя, очевидно, и несколько видоизменявшееся сообразно с некоторыми новыми приемами монументальной архитектуры. План идеальной ханаки представлен на чертеже бухарского мастера (из свитка в собрании Института востоковедения АН УзССР) 2б Здание включает центральный большепролетный крестообразный зал — масджидхану, расположенные в двух этажах угловые группы взаимосвязанных вания и сума’а и разного рода подсобно-хозяйственные помещения; на осях лежат четыре портала с глубокими сводчатыми нишами, входы из которых ведут в масджидхану.

План этот не являл собой непреложного стандарта, но лишь идеальную схему, которую среднеазиатские зодчие видоизменяли в деталях, в пропорциях, во взаиморасположении второстепенных элементов, придерживаясь, однако, исходной схемы

2.2.Ханака

Одну из главных святынь шейбанидской Бухары составлял мазар основателя ордена Накшбендия — Бехауддина. Архитектурное оформление ансамбля было предпринято по распоряжению Абдалазиса 1, о строительной деятельности которого сообщает Хасан Нисари: «Несмотря на то, что во время его правления было много смут, светлый дух его занимался благоустройством государства и воздвигал значительные постройки, в том числе ханаку и мавзолей его святейшества ([Бехауддина]), которая получилась до крайности красивой и изящной».

Автор составил в прославление этого здания оду и тарих:

«Абдалазис высокородный в месте том
Воздвиг сей дивный и высокий дом.
Он выше девяти небесных сводов,
Как выше тверди купол небосвода».

Далее приведен тарих, дающий дату сооружения — 1544/45 (951 г. х.) год. Ханака Бехауддина имеет почти однородную обработку фасадов — с порталом в центре и двухъярусными нишами-лоджиями на примыкающих отрезках стен.

Некоторые различия в разбивке этих ниш проистекают из условий планировки и неодинаковой протяженности фасадов. Общая композиция здания спокойна, уравновешенна, несколько массивна. Венчает ее обширный купол с ничем не замаскированной системой мощных пересекающихся подпружных арок (такой же, как в Таки-Саррафон и в бухарской намазге). Купол этот выделяет главный композиционный элемент ханаки ее просторный зал масджидхану, которая имеет чрезвычайно выразительный интерьер.

Ныне в верхнем участке купола, где облетела ганчевая облицовка, обнажилась интереснейшая конструктивная система кирпично-ганчевых ребер, соединенных деревянными балками по радиусам и по окружности, образующих пространственно-геометрическую систему. От стен расходятся веера сложносетчатых парусов.

2.3 Ханака

Ханаку Касым-шейха в Кермине отличает уже некоторая вычурность плана и общей композиции. Фасады имеют портальные ниши, к которым примыкают боковые крылья стен с одноярусной арочной нишей; главный фасад выделен более высоким пештаком, увенчанным сквозной аркатурой,— он очень тонок, кажется почти хрупким.

Центральный зал подчеркнут декоративными куполами на очень высоком барабане, который основан на системе сокращающихся восьмериков. В целом все это как-то перекликается с Ишратханой, но в ханаке Касым-шейха утрачена та гармония пропорций, которая присуща тимуридскому мавзолею.

Нет в ханаке былой органической связи в разработке фасадов и купольного центра, налицо утрата архитектурного единства, неспокойное нарастание самостоятельных объемно-пространственных форм.

2.4 Ханака

Ханака Хаким Мулло Мир несложна по плану (в ее угловых отделах размещено лишь по одной худжре), не очень крупна по размерам, но весьма монументальна в своем объемном решении. Это достигнуто компактностью фасадной разработки: на боковых фасадах — глубокая и высокая входная ниша, по обе стороны которой — двухъярусные лоджии, по главному фасаду — пештак, фланкированный на углах мощными округлыми башнями на восьмигранных базисах, увенчанный сквозной аркатурой.

Здесь явная реминисценция самых величественных построек Тимура — Ак-Сарая и др., хотя ханака Мулло-Мир уступает им не только в своих абсолютных масштабах, но и в соотношении архитектурных форм: аркатура слаба, ее арочки и нишки обрамления портальной арки непропорционально малы в общем ряду архитектурных форм.

Попадая в зал ханаки Мулло-Мир, посетитель вновь отдает дань восхищения искусству мастеров, формирующих оригинальный купольный интерьер, не повторяющий другие, но в новом варианте передающий систему светового фонаря и купола, вoзнесенных от квадрата плана на сетке легких парусных оболочек. Отметим в этом памятнике еще одну существенную деталь: будучи очень экономными в использовании на фасаде изразцов, строители вводят фактурную облицовку из притертого строительного кирпича, с широкой расшивкой швов — как бы возрождая старинные, домонгольские традиции кирпичного декора.

2.5. Ханака Файзабад

Здесь сделана интересная попытка обновления традиционной схемы путем введения по боковым фасадам открытых подобно анфиладе галерей, которые как нельзя лучше отвечали условиям азиатского климата. Введение галерей совершенно по-новому формирует архитектонику здания, организуя по трем фасадам сквозную аркаду. По главному же фасаду возникает нарастающая трехступенчатая композиция: сквозная арка галереи, два яруса лоджий-ниш и в центре — сводчатый портал.

Но наиболее впечатляющий в Файзабаде все же задний фасад. Необычайно сильные архитектурные формы являют здесь полное соответствие функционально-планировочной и инженерно-конструктивной основе здания. И это единство утилитарной, технической и архитектурно-художественной сторон определяет полноценность всего художественно-образного строя.

Нарастание массивных объемов идет от широкой полосы аркады обводной галереи (в центральной части она повторена в настенном варианте), через два восьмерика открытой купольной конструкции, выраженной снаружи вздутиями сомкнутых сводов, к завершению сильной, выведенной уступами купольной скуфьей. И как бы в контрасте с мощью внешних архитектурных форм внутри зала возникает воздушная легкость сетчатых парусов, над которыми как бы взмывает ввысь сталактитовый венец и чаша купола над ним, чья поверхность обработана в приеме кырма тонким сложносплетенным растительным орнаментом (серый резерв по чуть желтоватому ганчу), напоминающим текстильные узоры.

2.6. Ханака Надира Диван -Беги

17 столетие уже не вносит в архитектуру ханаки каких-либо нововведений. Ханака Надира диван-биги у Ляби-Хауза невелика по масштабам и сходна по композиции Г (с ханакой Мулло-Мир отличие в отсутствии венчающей аркатуры да в некотором развитии портала по вертикали.

 

Автор: Г. Пугаченкова. «Зодчество Центральной Азии, 15 век».