Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Караван-сараи Центральной Азии

Средоточием оптовой торговли были караван-сараи, в них складывались привозные товары для перепродажи, помещались конторы и представительства разных фирм. Караван-сараи часто служили номерами для приезжих, в них принимали своих клиентов табибы и саррофы. Лучшие караван-сараи, сложенные из жженого кирпича, помещались на главных базарных улицах и тянулись от Лаби хауза до мечети Калон, дальше до Регистана кирпичных караван-сараев не было, исключая каракулевый караван-сарай Барра.

Такое расположение главных караван-сараев объясняется, по-видимому, тем, что базары Регистана обслуживали, главным образом, Арк и прилегающие к нему с северо-запада чиновничьи кварталы, в то время как остальные центральные базары тяготели к банкам и торговым фирмам, расположенным в районе Токи Саррофон. В 19 веке караван-сараи, следуя цеховой структуре базаров, еще специализировались.

Но в последние времена традиции эти стали исчезать. По внутреннему их устройству можно различать караван-сараи нескольких типов. Кирпичные караван-сараи охватывали двор сводчатыми худжрами; по второму этажу проходили, с отступом для прохода (руи шабга), каркасные худжры. Среди двора находились подвалы (бархона, авбар), где под ответственность арендатора (сарайбона) складывались партии товаров.

Проход был крыт сводами на арках, между пилонами которых проходили с обеих сторон суфы: на них сидели клиенты и располагались самоварчи. К улице караван.-сараи были обращены порталом, оформлявшим ворота с врезанной в них калиткой, и рядами дуконов, составлявших часть базарных раста. Деревянные караван-сараи имели крытый двор, по сторонам которого устраивались худжры. В средней части двора стояли высокие столбы, на которых покоилось балочное перекрытие, что давало возможность освещать крытый двор боковым светом (например, сарай Колин).

Караван-сараи этого типа по назначению не отличались от кирпичных, но были постройками конструктивно более облегченного типа. Третий вариант — деревянные каркасные караван-сараи, в которых по периметру двора проходили навесы, над ними во втором этаже располагались худжры. Средняя часть двора была крыта полностью или частично, с оставлением широкого светлого люка (например, сарай Анор).

Караван-сараи этого типа располагались ближе к окраинам. В них проживали во втором этаже главным образом солдаты (сарбозы), которые снимали для себя комнаты, они же в свободное от занятий время служили подметальщиками улиц, поливальщиками, водоносами и проч. Здесь под навесами останавливались приезжие дехкане с лошадьми и ишаками, чего не допускалось в кирпичных караван-сараях; в последних товары сгружались, и если они были доставлены караванами, то, как уже говорилось, верблюдов тотчас уводили в специальные караван-сараи, находившиеся за Самаркандскими и Имамскими воротами.

Четвертый тип караван-сараев представляет собой одноэтажные деревянные постройки с широкими айванами, расположенными по периметру двора, и лишь с двумя-тремя комнатами (например, сарай Пахта и сарай Ходжа Нуробод). Они предназначались специально для приезжих дехкан, останавливавшихся с арбами, — то были заезжие дворы. Предметом нашего внимания будут караван-сараи только первых двух типов, имевшие главное значение в экономике и архитектурном облике города.

На участке от медресе Кукалдош и до мечети Магоки Аттори были расположены: сарай Хаким Аим с татарской гостиницей Туран во втором этаже, сарай Ходжи (чайный), сарай Амир Саид и Джаннат Макони (здесь шел торг самаркандским рисом и мелкими товарами), сарай Домулла Шир. По параллельной магистрали от Лаби хауза и до Токи Заргарон были расположены: сарай Сайфуддин (чайный), сарай Гуломджон (чайный), сарай Чити Чатти (местной набойки) и сарай Бадриддин (чай, мануфактура).

Обе эти магистрали замыкались огромным караван-сараем Карши или сараем Хинду, который занимал почти весь квартал; он носил еще название Фильхона, ибо в нем останавливались индусские купцы, приводившие слонов. На его территории был выстроен позже 1-й пассаж (ныне почта).

От купола Токи Заргарон в направлении к хаузу Рашид располагались: сарай Барраи кухна (каракулевый), сарай Рашид (чай, мануфактура) и сарай джурабек (банк). В направлении медресе Гавкушон шли: сарай Нугай (чай и мануфактура из Ирана), сарай Караванбоши (конторы), сарай Алямджон (контора о-ва «Кавказ — Меркурий»), сарай Абдулла джан (чай, мануфактура), сарай Кушбеги (закотхона), на его месте был выстроен позже 2-й пассаж.

Далее, от 2-го пассажа и до купола Токи Тельпак, по левой стороне улицы шли: сарай Фатхуллоджон (посудный), сарай Мирза Мухиддин (конторы). Весь участок, составляющий ныне сквер им.М. В. Фрунзе, а некогда бывший базаром шахристана, был целиком забит сараями. Здесь находились, как это отмечено на карте: сарай Ходжаи Хурд (чай,полотно), сарай Мирзогуль (внизу мануфактура, вверху телефонная переговорная станция).

Сарай Ходжа Калок, сарай Чини (посуда), далее три сарая Сандук (сундуки, шкафы, а внути сарая — коконоразмоточная — Танига), сарай Гулунг (урючный), сарай Тамоку (местный листовый табак). Напротив нынешнего сквера вдоль современного летнего кино, шли: сарай Оина (зеркало), сара Тухум (яйца), два сарая Маиз (Кишмиш), второй сарай Тамоку. От Токи Тельпак вдоль растаи нальгори и медресе Кукалдош шли пять сапожных сараев: Ходжи Хикмат Шугий, Мир Абруй, Сара Нав, Откур Кушбеги.

За Токи Тельпак на бозори Курпа находились сарай Кулюта, где размещались менялы и ростовщики (саррофы) и сарай Пшаймон (мелкая торговля). Крупяные сараи шли дальше до Токи Заргарон: сараи Раджаббек, Сута, Ходжа Зохид, Абду Хамидбой и Мирзо Рахматулло. На базаре Кози Калон были еще сарай Чой (чай) и сарай Шакар (сахар). Вне центрального района было очень немного кирпичных сараев.

На Самаркандской улице: сарай Меши (кожа), сарай Бузгундж (красители), сарай Пойиостана и сарай Насриддинбой (работорговля), сарай Караванбош (сушка каракуля). Близ хауза Лисак нахо дился еще большой и важный сарай Барра, или сарай Пуст, — главный сарай каракуля. На современном Зеленом базаре был сарай Убайдулло Ходжа (мануфактура, ткани).

Среди многочисленных деревянных сараев мы назовем здесь лишь важнейшие: сарай Пахта (хлопок), расположенный рядом с сараем Насриддинбой, влево от Самаркандских ворот, и сарай Пашм (шерсть). два сарая напротив медресе Мири-Араб: сарай Аим (фрукты) и сарай Кауши Кухна (старая обувь). За пределами города, за воротами Намазгох, были еще два кирпичных сарая, в которых шла сушка каракуля (Юсуфбой и Абдуллобек).

В последние годы новые сараи совсем не возводили, а старые пе ределывали под конторы, европеизировали пробивкой окон, настилом деревянных полов и т. д. (например, сарай Алимджон, находившийся в пользовании общества «Кавказ-Меркурий», сарай Абдуллоджон контора о-ва «Надежда» и др.). С торговыми рядами вперемешку шли мастерские ремесленников На Лаби хауз, где шел торг солью, помещались небольшие ручные мельницы для перемола крупной соли.

Они находились под открытым небом и защищались от солнца только циновками. По дороге к Токи Тельпак, где продавали зеркала, находилось и их, в небольших дуконах, производство; под куполом Токи Тельпак на книжном базаре работали и муковасозы, выделывавшие из бумаги картон для переплетов (мукова). Более производственным характером отличались ряды, которые шли от Токи Тельпак к базару Кавши Аляк.

Здесь работали в дуконах шорники (сарродж) и кузнецы (челангар), выделывавшие серпы (кашкорди дос), лопаты (бел), топорики (теша, табар). На Бозори Милтик бози выделывались кремниевые ружья (милтик) и пистолеты (тупонча).На бозори Токи Заргарон работали ювелиры, помещавшиеся со своим несложным инвентарем в шкафообразных дуконах. Дальше, по дороге к Регистану, шли мастерские жестянщиков, медников и др.

Хотя уличные мастерские и занимали на базарах видное место, все же они имели второстепенное значение по сравнению с мастерскими ремесленников, находившимися в гузарах, и полумануфакгурными производствами, устроенными в специальных помещениях на дому у крупных баев (последние выбрасывали на базар уже готовую продукцию, отправляли ее ко двору эмира или оптовыми партиями рассылали по районам или за пределы ханства). Отметим расположение некоторых наиболее характерных производств.

Ткацкие мастерские — дуконы шоибофи, алачабофи, адрасбофи, каламибофи и карбосбофи—рассчитаны были не больше, чем на четыре станка. Обычно они помещались на дому, непосредственно за входом. Освещались через люк и были очень скудно оборудованы. Большинство мастерских находилось в районе Джуйбар, где проживали выходцы из среды персидских рабов (ирани), а также за городом в кишлаках Тотор махалла, Афшар махалла за Каракульскими и Угланскими воротами. Маслобойки (джувозхона) представляли собой обычно квадратное в плане помещение, в средней приподнятой части которого стоял став (кунда джувоз), приводимый в движение конной тягой.

Готовую продукцию вывозили из маслобоен в дуконы, где сливали в хумы. Крупнейшие маслобойки находились в районе бозори хар, близ Пои Зиндон, на бозори Джуйбор, на бозори Кали Фарход, отдельные маслобойки на Хиёбоне и близ бозори Токумдузи. Мельницы (харосхона) тоже освещались через световые люки, устроенные в средней, приподнятой части помещения.

Иногда в одном помещении находилось несколько кунда, в этих случаях они были расчленены только столбами, поддерживавшими балочное перекрытие. Крупнейшие казенные харосхона имели до восьми ставов (кунда). Они размещались главным образом в северо-западной части города, где находились и пекарни, обслуживавшие Регистан и Арк (за Угланскими воротами на бозори Чуб, в гузаре Кафиробод, Ок Мечеть, Чор Бак-коли). Пекарни (нонвойхона) размещались в специальных постройках с большой печью (танури калон).

Печь эта представляла собой огромный гончарный сосуд в виде обращенной книзу чаши, с отверстием, через которое закладывали топливо, а затем и лепешки, прилепляя их с помощью специальной подушки (рафида) к взбрызнутому поду. Крупнейшие пекарни были казенными, имели до восьми больших печей и выпекали, до шести тысяч лепешек в день. Такого рода пекарни были в гузарах Кафиробод, Сари бозори Кали Фарход, бозори Чуб, бозори Нау, Коплон, близ ворот Талипоч, Углон и Ширгирон.

Они обслуживали Арк, Регистан и воинские казармы в гузарах Кофиробод и Каппон. Кроме того, они снабжали хлебом Ситораи Махоса и Чорбагихоса, куда арбы с лепешками направлялись ежедневно через ближайшие Имамские и Угланские ворота. Кондитерское производство (халвогари) располагалось в обычных жилых домах, занимая всю мужскую половину дома.

Помещения не были специально приспособлены и о наличии производства можно было судить по гончарным трубам, отводившим дым от котлов. Котлы для варки халвы, варенья, конфет и других сладостей устанавливали в комнате по три-четыре и частично во дворе; производительность их была до восьми-десяти тонн в день. Крупнейшие казенные производства этого рода находились, как и другие предприятия, в гузаре Кофиробод, а также близ Угланских ворот, в гузарах Урусон, Хаузи Баланд и Хиёбон.

Частные байские производства помещались также в гузарах Шикастабандои, Кози Урда, Шо Ахси, Тупхона; мелкие — в гузарах Арабон и Фатхулло кушбеги. Торговые фирмы строили для себя в Бухаре здания европейского типа, но чаще арендовали сараи (контора Надежного по скупке хлопка-сырца, каракуля, шелка, транспортная контора «Кавказ-Меркурий», контора Бурнашева и контора Аулио Ишимбоева, представлявшего капиталы московского магната Ирзина, скупавшего хлопок и каракуль).

В общем массиве городской застройки здания производственного назначения играли ничтожно малую роль. Ремесло и торговля были слитны и по условиям своего бытования. Дуконы, лавки и надомное производство были нераздельно связаны с торговыми рядами и пассажами. Товарооборот был узок, а промышленности, по существу, не было.

 

Автор: Л. Ремпель. «Далекое и близкое».