Тур по Узбекистану «Потерянные города»
Направление: Узбекистан
Продолжительность: 14 дней
Маршрут: Ургенч – Хива – крепости – Хива – Бухара – Варахша - Пайкенд - Бухара - Карши - Термез -Шахрисабз – Самарканд – Ташкент
Описание:

Южнее Аральского моря лежит пустыня Кызылкум. Это территория древнего и загадочного Хорезма, который некоторые исследователи называют вторым Египтом. Под глубоким слоем песка археологи обнаружили развалины множества величественных крепостей, возраст которых насчитывает около 20 столетий. Эти и другие древние города-крепости на территории Узбекистана нам предстоит посетить в  экскурсионно-археологическом туре по Узбекистану.

Цена: от   499 $
Русскоязычное
сопровождение
Безопасная
покупка
Программа тура
1 день
Москва - Ургенч

Вылет из Москвы в Узбекистан (в аэропорт города Ургенч).

Прилет в аэропорт города Ургенча. В аэропорту вас встретит водитель-сопровождающий. Вы узнаете его по табличке «Ташриф Турс» в руках.

После непродолжительного переезда в Хиву (30 км), вы разместитесь в одной из гостиниц Хивы. Ужин в национальном ресторане.

2 день
Хива

Завтрак. Экскурсия по Хиве.

Хива — словно маленький островок из далекого прошлого, который предстает перед вами, поражая воображение своей целостностью, обилием памятников и невообразимым скоплением минаретов, со дня основания охраняющих покой немногочисленных жителей древнего города.

Краткое содержание экскурсии по Хиве:

  • Памятник Аль-Хорезми (XX в.) Памятник выдающемуся уроженцу Хорезма Абу Абдаллаху Мухаммаду ибн Муса аль-Хорезми средневековому ученому-энциклопедисту, создателю классической алгебры.
  • Крепость Ичан-кала Главные западные ворота Ата-Дарваза открывают вход в крепость Ичан-кала. За крепостной стеной скрывается город со старинными зданиями, улочками, дворцами. Куня-Арк (XVII-XVIII вв.) Старая цитадель, своеобразный «город в городе» был построен при Аранг-хане, здесь располагались дворец, монетный двор, гарем, мечети, конюшни, арсенал, тюрьма-зиндан, функционировавшая вплоть до конца XIX века.
  • Медресе Мухаммад Аминхана (1852-1853 гг.) Одно из самых больших и богато декорированных медресе Хивы.
  • Минарет Кальта-Минар (1854-1855 гг.) Необычный минарет, полностью покрытый глазурованной плиткой, по честолюбивому замыслу правителя Хивы должен был затмить своей красотой и размерами все существующие в мире минареты, но был построен только наполовину, из-за чего и получил свое название «кальта» — короткий.
  • Медресе Мухаммад Рахим-хана (1876 г.) Напротив крепости Куня-Арк расположено крупное медресе, имеющее двухдворовую планировку. Помимо учебных классов здесь были помещения летней и зимней мечети, а также богатая библиотека.
  • Мавзолей-ханака Саид-Алаваддин (XIV, XIX вв.) Построен на месте захоронения известного суфийского шейха. Прекрасное надгробие Саида Алаваддина облицовано поливными плитками. На синем фоне выделяется растительный орнамент, выполненный в зеленовато-белых тонах.
  • Мавзолей Пахлаван-Махмуда (XVIII-XIX вв.) Внутри находится могила святого покровителя Хивы, поэта и богатыря Пахлаван Махмуда, известного также под поэтическим псевдонимом Пиръярвали, жившего на рубеже XIII-XIV веков. Величественный бирюзовый купол возвышается над стенами мавзолея, богато декорированного изразцами с арабесковыми композициями.
  • Минарет и медресе Ислам Ходжа (1908 г.) Самый красивый и высокий минарет Хивы гордо возвышается над древними городскими строениями. По всей высоте ствола минарета проходят узкие полосы изразцов бирюзового, зеленого, белого цвета. Рядом с ним небольшое одноименное медресе, которое также было построено визирем Ислам Ходжа, известного своими прогрессивными взглядами.
  • Русско-туземная школа (начало XX в.) Построена визирем Исламом Ходжой. Здесь выставлены на обозрение работы первого фотографа и кинематографиста Центральной Азии Худайбергена Деванова.

Обед в традиционной чайхане пловом по-хорезмски.

Продолжение экскурсии по Хиве:

  • Джума-мечеть (X-XVIII в.) Соборная пятничная мечеть Хивы примечательна тем, что здесь собраны уникальные резные колонны, некоторым из них более 1000 лет.
  • Ак-мечеть (1657 г.) и бани Ануш-хана (1664 г.) Осмотр снаружи. Небольшое однокупольное строение мечети окружено с трех сторон айванами, поддерживаемыми высокими деревянными колоннами. Прекрасные резные двери ведут во внутреннее помещение мечети. Рядом с мечетью располагались кирпичные бани, строительство которых также приписывалось Ануша-хану.
  • Медресе Кутлуг-Мурад-Инак (1804-1812 гг.) Расположено напротив медресе Алла Кули-хана. Перед зданием сооружена мощеная кирпичом площадка, под которой, на уровне улицы, устроены ниши с лавками ремесленников. Внутри двора сохранилась старинная подземная сардоба. Здание выложено узорной кирпичной кладкой.
  • Медресе Алла-Кули-хана (1832-1835 гг.) Вместе с медресе Кутлуг-Мурад-Инака составляют единый ансамбль «кош». Здесь располагалось крупное учебное заведение с публичной библиотекой. Майоликовой облицовкой были покрыты стены портала и дворовых фасадов.
  • Дворец Таш-хаули (1830-1838 гг.) «Каменный» дворец представлял собой большой комплекс, состоявший из восьми дворов и 163-х комнат, похожих на лабиринт. Здесь располагались дворец, гарем, двор увеселений, а также другие помещения.
  • Комплекс Палван Кари (1905 г.), караван-сарай и тим Алла-Кули-хана (1835 г.) Оба здания: караван-сарай и базар Палван Кари, призванные улучшить торговлю и привлечь, как можно больше купцов в столицу ханства, располагались у ворот Палван-дарваза. Тим и в наши дни считается самым крупным крытым рынком Хивы. Толстые стены обеспечивают живительную прохладу в знойный день, и слова благодарности в адрес умелых строителей часто звучат под сводами старинного здания.
  • Ворота Палван-дарваза (1806 г.) Буквально, «богатырские» ворота, но были известны и под другими именами: Пошшоб-дарваза (ворота палачей); Кул-дарваза (невольничьи ворота). Эти названия связаны с тем, что вплоть до 1873 года у ворот Палван-дарваза, при выходе из Ичан-калы, размещался невольничий рынок; и все указы о казнях, исходящие из дворца Таш-хаули, оглашались именно у этих ворот города.

Ужин в национальной чайхане или ресторане. В меню: дымлама (тушёные овощи), чучвара (узбекские пельмени с мясом). И конечно же у вас будет возможность заказать блюда европейской кухни.

  Ночлег.

 

3 день
Хива- крепости древнего Хорезма - крепость Аяз-кала

После завтрака, рано утром, водитель с вашим экскурсоводом заедут за вами в отель. Вам предстоит совершить двухдневное путешествие по золотому кольцу древнего Хорезма.

Обратите внимание: посещение крепостей Кызыл-кала, Топрак-кала и Аяз-кала включено в обязательную программу путешествия, осмотр остальных крепостей осуществляется по желанию.

Крепости, включенные в программу экскурсии, расположены на стыке пустыни и оазиса. Они были призваны защищать рубежи мощного централизованного государства — древнего Хорезма от набегов кочевников, враждебных государств, охранять и контролировать функционирующую ирригационную систему. В этих хорошо укрепленных городах-крепостях жили последователи зороастризма. Они строили храмы огня, поклонялись богине-матери, покровительнице воды и ирригации — Ардвисуре-Анахите, богу-спутнику великой богини — Сабазия-Сиявушу.

  • Жампык-кала (IV-I вв. до н. э., XIII-XIV вв.) (110 км) Крепость была построена в нескольких километрах от низовья Аму-Дарьи на границе с Бадай-Тугайским заповедником. В восточной ее части была цитадель правителя, стены которой были декорированы изящными полуколоннами, стрельчатыми арочками. Мощные наружные стены из пахсы (глины) перекладывались камышом, осокой для гидроизоляции. Наиболее древние находки на Жампык-кале относятся к IV-I вв. до н. э. Но жизнь в крепости продолжалась и в средние века, как свидетельство этого, многочисленные находки керамики, монет, датируемых XIII-XIV вв.
  • Заповедник Бадай-тугай (20 км) В 1971 году на правом берегу Аму-Дарьи, у подножия хребта Султануиздак, был открыт государственный заповедник Бадай-Тугай. Он был создан для сохранения тугайных экосистем и популяций бухарского оленя. Его территория равна 6462 га. А 26 августа 2011 года Кабинет министров Узбекистана принял решение об организации, на землях Берунийского и Амударьинского районов, Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата. Ядром его стал государственный заповедник Бадай-тугай. На территории биосферного резервата, общая площадью которой составляет 68717,8 га, выделяются заповедная, буферная и переходная зоны.
  • Кызыл-кала («Красный город») (I-XIII вв.) (30 км) Строилась, как оборонительная крепость, небольшая по размерам, она была окружена двойными восьмиметровыми стенами, высота которых достигала 15 метров. По бокам были устроены сторожевые башни. Внутри Кызыл-калы была лишь одна улица, жителей было мало, но, тем не менее, был здесь храм огнепоклонников. Эта крепость просуществовала вплоть до нашествия монгольских полчищ.
  • Топрак-кала («Земляной город») (II-III вв.) (3 км) Развалины этого древнего города — столицы Хорезма во II-III вв. занимали территорию более 17 га. Удивительно то, что крепость, построенная почти 2000 лет назад, из крупных кирпичных сырцовых блоков и глины, выдержала испытание временем, сохранилась до наших дней. Внутри крепости, окруженной мощными стенами, располагался царский дворец со множеством залов, в их числе «Тронный зал», «Зал оленей», «Зал побед», «Зал царей», «Зал танцующих масок», «Зал темнокожих воинов», «Комната червонных дам». Город окружала сеть оросительных каналов, возделанные поля, виноградники.

После осмотра крепостей вы прибудете в юртовый лагерь (20 км), расположенный рядом с крепостью Аяз-кала. Вам помогут разместится в юртах. Накормят обедом.

Посещение крепости Аяз-кала

  • Аяз-кала («Крепость на ветру») (IV век до н. э., I-III вв.) На территории обширного городища, во время правления Кушан, на вершине крутого холма, был возведен замок, стены которого были обращены к четырем сторонам света. Подъем к нему был довольно трудным, попасть в замок можно было через единственный проход, с южной стороны, осложненный лабиринтом.

Прогулка на верблюдах. После ужина в юрте этот насыщенный день завершится. Вы отправитесь на отдых.

4 день
Крепость Аяз-кала - крепости древнего Хорезма - Хива

После завтрака вы продолжите осмотр развалин крепостей древнего Хорезма.

Экскурсия по развалинам крепостей древнего Хорезма:

  • Кыр-кыз («Сорок девушек») (IV-III вв. до н. э., V-VI вв.) (20 км) Выполняла функцию мощной оборонительной крепости с двойными стенами устроенными в них стреловидными бойницами для защиты северо-восточных рубежей древнего Хорезма. По форме крепость напоминала квадрат, разделенный на две части, которые были соединены между собой воротами, устроенными в восточной стене.
  • Кургашин-кала (IV-III вв. до н. э. — I век) (15 км) Была построена, как пограничная крепость. Представляла собой в плане прямоугольник с с двойными крепостными стенами и сторожевыми башнями по углам здания.
  • Джанбас-кала (IV век до н. э. — I век) (15 км) Также, как и Аяз-кала крепость была ориентирована по сторонам света, и единственный вход-лабиринт вел в крепость, занимавшую территорию около трех с половиной гектаров. По предположению ученых, в крепости проживало около двух тысяч человек, они принадлежали к двум совершенно разным родам, объединившимся для защиты от врагов и для ведения совместного хозяйства.
  • Кой-Крылган-кала («Крепость погибших овец») (IV-III век до н.э.) (15 км) Мощная цитадель, имевшая форму окружности, с остатками оборонительной стены. Это был храмовый комплекс, служивший местом погребения царей. В центре крепости располагалось двухэтажное здание цилиндрической формы. Между центральным зданием и крепостными стенами были помещения для жилья. Жители крепости были зороастрийцами. По предположению ученых, в середине крепости была обсерватория для астрологических наблюдений.
  • Гульдурсун (IV-III вв. до н. э.) (30 км) Относится к числу крупных пограничных крепостей, которая защищала границы Хивинского ханства от набегов кочевников. По легенде была разрушена калмыками благодаря предательству дочери правителя Гульдурсун.

На обратном пути, по желанию, вы сможете совершить речную прогулку на катере по Амударье продолжительностью час-полтора. Амударья — самая многоводная река Центральной Азии. Берет начало в горах Памира. Ее самый большой приток — река Вахш. До впадения Вахша в Амударью она называется Пянджем. Еще две реки пополняют воды Амударьи — это Кафирниган и Сурхандарья. Длина Амударьи в равнинной части составляет 1415 км.

Наконец, с 16:00 до 17:00 вам предстоит возвращение в Хиву. Ужин. Ночлег.

5 день
Хива - Бухара

Завтрак.Освобождение номеров. В отель заезжает водитель. По желанию, перед поездкой, можно заехать на базар купить в дорогу фрукты, лепешки, сыр или в чайхану закупить готовую еду.

Переезд в Хиву через пустыню Кызылкум (475 км). Весной в пустыне цветут травы, многие из которых считаются лечебными, саксаул крепкими корнями цепляется за землю, повсюду видны маленькие деревца ферулы, под розовыми кустами гребенщика видны маленькие норки обитателей пустыни. Изредка будут попадаться участки классической пустыни с высокими гребнями барханов, горячим песком, приятно обжигающим ноги. Неожиданно то тут, то там, вырисовывается лента самой крупной водной артерии республики Аму-Дарьи. Н

у вот, заканчивается пустыня и степь, и все чаще попадаются растительность, кишлаки. Вдалеке вы увидите силуэты медресе и минаретов Бухары, которые служили в прошлом маяками для караванов.

Прибытие в Бухару. Заселение в отель в центре Старого города. Отдых и прогулка по вечерней Бухаре.

По желанию, купание в среднеазиатской бане 16 века. В бане 5 залов, где поддерживается разная температура воздуха от 25 до 60 градусов. В бане можно заказать массаж с маслами и различными натуральными компонентами, такими как змеиный яд, миндальное масло, имбирь, яйцо (белок), лошадиный растопленный жир. Примечание: желательно иметь купальники и плавки (для мужчин), а также одноразовые тапочки.

Ужин. Ночлег.

6 день
Бухара

Завтрак. Экскурсия по старой Бухаре Все памятники, осматриваемые во время экскурсии, расположены рядом. Бухара сохранила средневековую планировку, благодаря чему каждое здание, каждый дом на ее кривых узких улочках несет в себе очарование старины. Здесь стираются границы между эпохами, здесь теряется ощущение времени…

Архитектура города включает знакомство с такими памятниками, как: •

  • Мавзолей Саманидов (конец IX—начало X в.) Самый ранний памятник Бухары, из жженного кирпича, украшенный искусной резьбой, чудом уцелевший после нашествия Чингизхана.
  • Мавзолей Чашма-Аюб (XII—XVI вв.) Со святым источником внутри мавзолея связана легенда, согласно которой библейский пророк Иов (Аюб) пробил своим посохом путь к воде в засушливый год и этим спас бухарцев от гибели.
  • По желанию посещение восточного базара. Здесь вас ожидает обилие фруктов, сухофруктов, орехов, специй и сладостей по самым низким ценам в городе
  • Комплекс Боло-Хауз (XVIII—XX вв.) Необычная по своей красоте, пятничная мечеть для знати, проживавшей в крепости Арк.

Обед в узбекской чайхане. Здесь вы сможете отведать праздничный плов на курдючном жире, с перепелиными яйцами и кониной. Время работы чайханы: с 12:00 до 14:00, выходной — воскресенье.

Продолжение экскурсии по Бухаре:

  • Крепость Арк (I в. до н. э.—XIX в.) Веками крепость служила резиденцией бухарским эмирам, в которой безвыездно проживала вся семья эмира, располагался чиновничий аппарат, а также находились зиндан, гарем и казна.
  • Мечеть Калян (XVI в.) Соборная пятничная мечеть Бухары.
  • Минарет Калян (1127 г.) Одно из трех строений в Бухаре, уцелевшее после нашествия Чингизхана. В древности минарет служил маяком для караванов, направлявшихся в Бухару по Великому шелковому пути.
  • Действующее медресе Мири-Араб (XVI в.) Закрытое медресе для мальчиков — духовное учебное заведение, известное во всем мусульманском мире высоким качеством преподавания.
  • Медресе Абдуллазизхана (XVII в.) Один из красивейших памятников Бухары, портал которого украшают расписные сталактиты.
  • Медресе Улугбека (XV в.) Построенное по приказу любимого внука Тамерлана — правителя Улугбека, который прославился своей ученостью и прогрессивными взглядами.
  • Торговый купол Тим Абдулла-хан (XVI в.) В тиме, как и много веков назад, торгуют дорогими шелковыми тканями и ткут «хон атлас» (ханский атлас)
  • Прогулка под торговыми куполами (XVI в.) Токи Саррафон (купол менял), Токи Тельпак Фурушон (купол продавцов головных уборов), Токи Заргарон (купол ювелиров), под которыми функционирует, как и много веков назад, множество ремесленных и сувенирных мастерских. • Караван-сараи Бухары.
  • Мечеть Магоки Аттари (XII—XVI вв.) Древнейшая мечеть Бухары, фасад которой отделан искусной терракотовой резьбой. Под фундаментом мечети были найдены фрагменты более древнего храма огнепоклонников.
  • Ремесленный центр Бухары в караван-сарае Сайфиддин В маленьких кельях караван-сарая работают по старым технологиям своих далеких предков, ремесленники: резчики по дереву, чеканщики по металлу, миниатюристы, ткачи ковров и шелковых тканей.
  • Ансамбль Ляби Хауз У ансамбля Ляби Хауз вы увидите памятник ходже Насреддину, услышите смешную историю о спасенном им незадачливом ростовщике. Увидите самое излюбленное место отдыха горожан и гостей нашего города — центральную площадь старого города, у старинного хауза (пруда), на берегу которого расположились популярные чайханы и три архитектурных здания: ханака (обитель дервишей) (XVII в.) и медресе Нодир Диван Беги (XVII в.), медресе Кукельдаш (XVI в.).

Ужин в чайхане «Ляби-Хауз» на берегу древнего водоема, в окружении вековых деревьев. Фольклорный концерт в старинном медресе Нодир Диван Беги. Концерты проводятся в период с середины апреля до середины ноября. Старинное здание XVI века, в котором проходит концерт, считается одним из самых красивых и богато декорированных медресе Бухары. Во время концерта вы увидите выступление коллектива национальной филармонии, исполняющего народные узбекские танцы и песни, а также показ модной одежды из тканей ручной работы с национальными элементами — плод творческой фантазии бухарских дизайнеров.

Ночлег.

7 день
Бухара

Завтрак.

Продолжение экскурсии по городу:

  • Ситора-и-Мохи Хоса (4 км от Бухары) – летний дворец последнего эмира Бухары (19-20 вв.).

Обед в чайхане. Продолжение экскурсии:

  • Медресе Чор-минор (19 век) - миниатюрное медресе с четырьмя минаретами.
  • Некрополь Бахауддина Накшбанди (10 км от Бухары) - место захоронения суфийского мистика ордена «накшбандия» Бахауддина Накшбанди, святого, почитаемого во всем мусульманском мире.

Ужин в национальном ресторане «Амулет». Ночлег.

8 день
Бухара - Варахша - Пайкенд - Бухара

После завтрака мы направимся в пригород Бухары для посещения некрополя Чор-Бакр («Четыре брата»), более известного как «Город мёртвых». В некрополе находятся захоронения членов одной из влиятельнейших семей — религиозных правителей Бухары, Джуйбарских шейхов.

  • После обеда мы приступим к осмотру Варахшы — древнего городища в 40 км от Бухары. Здесь находилась резиденция бухар-худатов — правителей Бухарского оазиса V-VI вв. Варахша древнее Бухары и ничуть не уступала ей размерами. В IX веке жители покинули город из-за недостатка воды и надвигающихся песков Кызылкума.
  • Покинув Варахшу, мы посетим городище Пайкенд — древнейшее поселение в Бухарском оазисе, возникшее в IV-II вв. до н. э. Крупнейший средневековый торговый центр Средней Азии. В VIII веке Пайкенд покорился арабским завоевателям. К XII веку город пришел в упадок. Горожане отступили перед натиском пустыни и Пайкенд был поглощен песками. На протяжении многих лет здесь проводит сезонные работы археологическая экспедиция Эрмитажа. Посещение музея Пайкенда с артефактами, найденными во время раскопок на городище.

Возвращение в Бухару. По дороге вы увидите хлопковые и табачные поля, фруктовые сады, виноградные плантации, кишлаки, а также небольшие отрезки пустыни, а если повезет , то и верблюдов.

После возвращения в Бухару вас ожидает ужин и ночлег.

9 день
Бухара - Карши - Термез

Завтрак. Выезд в Термез (450 км).

Термез - главный форпост Узбекистана, южные ворота страны, был основан в середине первого тысячелетия до нашей эры. Город расположен в месте слияния двух рек Сурхандарьи и Амударьи. Удобное географическое расположение способствовало тому, что Термез в древности был одним из крупных культурных и политических центров Бактрии. О богатом историческом прошлом города свидетельствуют дошедшие до наших дней буддийские памятники, памятники исламской архитектуры, духовное наследие великих сынов Термеза.

Размещение в гостинице.

Обед в национальном ресторане.

Экскурсия по городу и окрестностям Термеза:

  • Посещение археологического музея Прекрасный музей, собравший в своих стенах уникальную экспозицию, рассказывающую о разных периодах жизни города и края.
  • Ансамбль Хазрата Хакима ат-Термези Сложился возле захоронения известного суфия – основателя дервишского братства «хакими». Еще при жизни его стали называть «аль хаким» - «мудрец» - за глубокие знания, широкий кругозор. Им было написано более 80 трудов по истории, философии, суфизму, праву, составлено толкование древнего тюркского календаря. В возрасте 28 лет он встал на суфийский путь познания, жил довольно уединенно. Простая ханака, построенная из сырцового кирпича, была местом его обитания, здесь он встречался со своими многочисленными учениками, здесь в полуподвальной келье спал. Хаким ат-Термези дожил до 120 лет, после смерти был похоронен рядом с ханакой, над могилой был сооружен сырцовый мавзолей, который в 10 веке перестраивается. Рядом расположен малый мавзолей, в котором похоронен сын ат-Термези – Абдаллах. Сейчас мемориально-культовый комплекс включает мавзолей Хакима ат-Термези( Х-ХII вв.), поминальную мечеть ХI- XII вв., мавзолей Абдаллаха ат-Термези (X-XII, XIV вв.), кари-хану, безымянный мавзолей XVII в., подземную чилля-хану (помещение для сорокодневного уединения), 6-купольное здание (XIV в.).
  • Буддийский храмовый комплекс Фаяз-Тепа (I-III в.н.э.) Представлял собой прямоугольное в форме здание, расчлененное на три части ( храм, монастырь, трапезная), с внутренними двориками, в каждой из них, а также отдельно стоящей ступы. Это был небольшой, очень компактный комплекc, сооруженный для небольшой буддийской общины. В монастыре располагались учебные комнаты, а также жилые помещения. Центральную часть комплекса занимал храм, стены которого, выходящие во двор, были расписаны небольшими фигурами будд, дароносцев. Особый интерес представляла фигура Будды в нимбе, в центре святилища. Эти живописные изображения святых считаются одними из самых древних в мире. Была обнаружена и скульптурная группа, вырезанная из известняка, состоявшая из сидящего под священным деревом бодхи Будды и стоящих по обе стороны от него монахов. Комплекс просуществовал до III в. н.э.
  • Культовый буддийский центр Кара-тепа (II в.) Располагался на высоком холме, на берегу Аму-Дарьи, состоял из небольших буддийских монастырей, включавших пещерные помещения, а также наземные строения. Планировка их повторяет подобные сооружения Западной Индии. Кельи-пещеры вмещали от одного до двух человек. Предположительно, в каждом монастыре проживало постоянно не более пяти человек. Они были грамотными людьми, об этом свидетельствуют многочисленные надписи на кувшинах, выполненные индийскими и бактрийскими письменами. Кара-тепа постигла такая же участь, как и Фаяз-тепа, он был разрушен полчищами сасанидского Ирана. (Для экскурсии на Кара-тепа нужно специальное разрешение, так как он расположен на берегу Аму-Дарьи в приграничной зоне).
  • Буддийская ступа Зурмала (III в. н.э.) Это трехярусное ступенчатое сооружение , выполненное из квадратного сырцового кирпича , с сохранившимся на нем клеймом в виде черты и двух ямок, перекрытое куполом. Считается одним из наиболее древних буддийских символов, предназначенных для хранения священных реликвий.
  • Ужин. Ночлег.
10 день
Термез

Завтрак. Продолжение экскурсии:

  • Кампыр-тепа (IV в.до н.э.- V в.н.э.) Античный город Кампыр-тепа (Кафир-кала) располагался в 30 км к западу от Термеза, на берегу Аму-Дарьи. Состоял из цитадели-крепости – фортификационного (оборонительного) сооружения, окруженного рвом, и «нижнего города» с жилыми кварталами, обнесенного крепостной стеной. Был открыт в 1972 году выдающимся узбекским археологом, ученым с мировым именем Эдвардом Ртвеладзе. Это один из немногих памятников эпохи эллинизма, объединивший в себе греческую и бактрийскую культуры, который был почти полностью раскопан и где сейчас идут работы по консервации и реконструкции этого интересного объекта, во время раскопок которого были обнаружены древнейшие в мире рукописи на бактрийском языке (в основе письменности греческий алфавит, добавлена лишь одна буква, всего их 25), выполненные на бересте. К числу сенсационных открытий относится и выкопанная длинная арочная галерея из обожженного кирпича, с боковыми проходами, с надписями на арках на индийском языке. О том, почему город был покинут и здесь больше не возрождалась жизнь, пока, строятся лишь предположения. По одной из версий, Аму-Дарья изменила русло, подмыла наиболее древнюю часть крепости, и люди вынуждены были оставить свои дома, искать новое место для проживания.
  • Ханака Кырк-Кыз До сих пор среди исследователей нет единого мнения о первоначальном назначении этого здания, которое можно принять и за средневековый замок, и неприступную крепость, и за караван-сарай .Ориентировочные даты возведения этого сооружения VI – XI вв., оно было довольно внушительных размеров, построено из сырцового кирпича, в который добавлялся саман (мелкая рубленая солома), обожженный кирпич использовался лишь при кладке купола, несущих стен, арок перекрытия. По осям центрального зала расположены глубокие ниши, а на углах – входы в коленчатые коридоры, один из таких подземных коридоров ведет в центр зала, в чилля-хану. Коленчатые коридоры связаны с входными помещениями, которые делят здание на 4 изолированных блока. В двух северных блоках расположено по пять комнат, в юго- западном блоке только две смежные комнаты, в юго-восточном - также два помещения и большой прямоугольный зал ошхоны, с остатками глиняных печей-тандыров, очагов, на которых готовилась пища. Залы также перекрыты арками и куполами, различных конструкций. Самое большое помещение Кырк-Кыз использовалось для дервишских радений, а в комнатах дервиши находили временное пристанище во время своих длительных изнурительных странствий . После обрушения центрального купола здание перестало использоваться под ханаку, но оставшиеся помещения использовались под жилье, позже здесь функционировала мастерская по обжигу кирпичей.

Обед.

Продолжение экскурсии:

  • Хонако Кокилдор Ота (XVI в.) Один из почитаемых мусульманских памятников Термеза. Представляет собой симметричное здание с высоким входным порталом, ведущим в основной зал, перекрытый куполом. По обе стороны портала расположены боковые помещения, связанные коридорами с комнатами, смежными с центральным залом, все пространство которого занято захоронениями, одно из них принадлежит святому Кокилдор Ота. Возникновение названия здания связывают с древним ритуалом стрижки косичек у мальчиков (кокиль-доре), которых, по-видимому, специально приводили сюда, чтобы получить благословение у могилы святого.
  • Мемориально-культовый комплекс Султан Садат (Султан Сайидов) Фамильная усыпальница термезских сейидов (потомков пророка Мухаммеда), была возведена в конце XIII- начале XIV вв, постепенно достраивалась в XV- XVI- XVII вв. Состоит из группы мавзолеев, главными фасадами выходящими во внутренний двор. Самой древней постройкой данного комплекса является мавзолей основателя династии Хасана аль Эмира. Два помещения мавзолея (гурхана и зиератхана) перекрыты куполами и объединены между собой сводчатым айваном, стены которого расписаны растительным орнаментом. Лишь фасад этого древнего здания облицован мозаикой, крупными восьмигранными глазурованными плитами с геометрическим орнаментом. По периметру портала проходит майоликовый пояс с эпиграфической надписью, в которой изложена родословная сейидов. Мавзолеи более позднего периода в плане также состоят из двух помещений. При комплексе всегда жили шейхи- хранители, ежедневно потомки термезских сейидов читали у могилы основателя династии священный Коран.

Ужин. Ночлег.

11 день
Термез - Шахрисабз - Самарканд

Завтрак.

Выезд в Шахрисабз. Прибытие в Шахрисабз. Обед в чайхане в горах.

Шахрисабз — родина Тамерлана — великого полководца, основавшего огромную империю Тимуридов.

  • Дворец Ак-Сарай (1380—1404 гг.) Некогда величественный дворец, построенный Тамерланом, портал которого украшала надпись: «Если ты сомневаешься в силе нашей — взгляни на наши постройки!»
  • Ансамбль Дорус-Саодат («Вместилище власти») (XIV в.) Ансамбль состоит из мавзолея Джахонгира (XIV в.), где покоятся двое сыновей Тамерлана, и склепа Тамерлана, в котором он так и не был похоронен.
  • Ансамбль Хазрати Имам (XIV в.) «Великий Имам» — Имам Мухаммад Бен Хусейн Шейбани, по прозвищу Хазрат (Святой), останки которого были перевезены из Ирака в Шахрисабз, по приказу Тамерлана, и были здесь захоронены.
  • Архитектурный комплекс Дор-ут-Тилават («Дом спокойствия») (XIV—XVII вв.) Комплекс включает в себя мечеть Кок-Гумбаз («Голубой купол») (1345 г.) — главная мечеть города, построенная по приказу Улугбека; мавзолей Гумбази Сейидон («Купол Сейидов») (XV-XVII вв.) — мавзолей для термезских сейидов-потомков пророка Мухаммеда; медресе Дорут Тиллават; мавзолей и некрополь суфия шейха Шамсиддина Куляля (XV в.), который был духовным наставником Тамерлана и шейха Бахауддина Накшбанди — основателя ордена «накшбандия».

Ужин в национальном доме. На обед подаются блюда национальной кухни: плов, манты, лагман, дымлама, мошкичири, мастова, а также блюда вегетарианской и европейской кухни. Заказать обед необходимо накануне через координатора тура. Переезд в Самарканд. Прибытие. Размещение в гостинице. Свободное время. Ночлег.

12 день
Самарканд

Завтрак.

Самарканд — один из самых величественных городов Узбекистана, любимая столица великого Тамерлана.

Экскурсия по Самарканду:

  • Музей «Афрасиаб». Городище Афрасиаб (VIII в. до н. э. — 1220 г.) Безжизненные холмы на север от современного города – месте, где в VIII в. до н. э. возник Самарканд. Просуществовал город на этой территории до 1220 года, когда он был завоеван и разрушен Чингизханом. Сейчас это – Государственный археологический заповедник, где работают международные археологические экспедиции. На территории городища расположен музей древней истории Самарканда, в залах которого выставлены экспонаты различных периодов жизни города до монгольского нашествия – оссуарии, изделия из металла и стекла, монеты, керамика и уникальные росписи VII в.
  • Мавзолей Ходжи Данияра На северной окраине городища Афрасиаб расположен один из самых почитаемых верующими мазар – «место поклонения». Предания связывают Ходжа Данияра с именами иудейского пророка Даниэля и христианского Даниила. Мавзолей Ходжа Данияра наряду с мусульманами посещают иудеи и христиане.
  • Музей и обсерватория Улугбека (XV в.) В 20-е годы XV в. правитель Самарканда, внук Темура, Мирзо Улугбек построил крупнейшую на Востоке обсерваторию. В ней проводились астрономические наблюдения, результаты которых были сведены в каталоге «Зидж Гурагани». До наших дней сохранилась только подземная часть главного астрономического инструмента обсерватории – секстанта и остатки фундаментов здания. Экспозиция музея Улугбека знакомит с развитием культуры эпохи Тимуридов.

Обед в чайхане. В меню плов по-самаркандски.

Продолжение экскурсии по Самарканду

  • Ансамбль Шахи-Зинда (XII-XV вв.) Ансамбль начал формироваться с середины XI в., строительство комплекса было завершено в начале XIX в. 25 сооружений ансамбля – мавзолеев, мечетей, медресе – дают представление не только о развитии архитектурных форм, но и об эволюции облицовочной керамики. Поэтому многие исследователи называют ансамбль «творческой лабораторией». А один из современников написал: «…и небеса открыли взор восхищения на лик эпохи: они никогда не видывали зданий столь изукрашенных и нарядных».
  • Мечеть Биби-Ханым (XV в.) Построенная по приказу Темура в 1404 г., стала главной пятничной мечетью Самарканда и самой крупной на Востоке. К XVIII в. мечеть уже лежала в руинах. В 2004 г. грандиозное сооружение было отреставрировано.

Посещение восточного базара Сиаб (понедельник — выходной день), по желанию.

Посещение центра ремесел Хунарманд, по желанию. В центре можно увидеть, как создается знаменитая самаркандская бумага по технологии, восстановленной по старинным письменным источникам. Здесь же расположились музыкальная мастерская и мастерская керамиста.

Ужин в ресторане «Регистан». Разнообразное меню ресторана включает блюда традиционной узбекской, европейской и вегетарианской кухонь.

Ночлег.

13 день
Самарканд - Ташкент

Завтрак. Выезд в Ташкент (310 км, ~ 5 часов). Прибытие.

Обед в культовом месте, ставшей одной из достопримечательностью столицы - в «Центре плова». Где вы увидите, как в огромных казанах, готовится самое известное блюдо на Востоке-плов.

Размещение в гостинице.

Экскурсия по Ташкенту (пешеходно-автобусная, длительность - 4 часа):

  • Сквер. Был заложен в конце 19 века русскими архитекторами и был архитектурно-планировочным центром нового города. В центре сквера находится памятник великому стратегу, реформатору, государственному деятелю Амиру Тимуру. Вокруг сквера находятся здания 19 века, отель "Узбекистан"(1974 г.), а к юбилею - 2200 - лет со дня основания Ташкента были построены Новые Куранты и величественное здание Дворца Форумов (2009 г.).
  • Мемориал памяти жертв репрессий 1937-1953 гг. — красивый комплекс на берегу реки Анхор.
  • Белая мечеть.
  • Монумент «Мужество» (о землетрясении 1966 года).
  • Площадь Хазрат Имам (16 век) архитектурный памятник 16-19 веков, музей Коранов, жилая архитектура - махалля.
  • Площадь Мустакиллик — главная площадь республики Узбекистан, символ национальной государственности, где находятся правительственные здания, монумент Независимости, площадь Памяти, посвящённая погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Площадь является также местом гулянья - огромная по размерам, хорошо обводнённая, с большим количеством фонтанов, озеленённая.
  • Театральная площадь. Ядром площади является Государственный Академический Большой Театр оперы и балета имени Алишера Навои, автор проекта - академик Алексей Щусев.
  • Городище Минг Урюк (I-ХIII вв.). Недалеко от железнодорожного вокзала Ташкента сохранился археологический памятник - остатки древнего городища - резиденции правителей Чача. К дворцовому комплексу, построенному из сырцового кирпича, примыкала территория шахристана. Арабы разрушили город, снесли зороастрийский храм, но жизнь продолжалась здесь вплоть до 13 века.

Во время экскурсии, по желанию возможны незначительные изменения (метро, музей).

Ужин. Ночлег.

14 день
Ташкент - Москва
Завтрак. Трансфер в аэропорт. Вылет из Ташкента.
В стоимость входит:
Проживание
Трансфер
Экскурсии
Входные билеты
Ночлег в юрте
Ужин, обед в юртовом лагере
В стоимость не входит:
Авиаперелет
Питание
Заказать тур
Заказать тур
Отправляя форму Вы соглашаетесь
с Политикой конфиденциальности