Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Древний Хорезм:
городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.)., (4-6 вв.)

Топрак-кала (пыльная крепость) располагается в низовьях Амударьи на равнине, замкнутой с севера горами Султануиздага. Это сложный археологиче-ский комплекс, который включает: хорошо укрепленный город со священным дворцом (Высокий дворец), дворцовый массив к северу от города (Нижний дворец) и ристалище - большое незастроенное пространство, ограниченное насыпным валом северо-западнее города.

Во 2-3 вв. Топрак-кала являлась культово-административным центром сложившимся единовременно возле двух огромных дворцовых ансамблей. Исследователи считают его династическим центром, одной из царских резиденций Хорезмшахов.

Город строго распланирован и обведен по периметру мощными стенами на высоком цоколе, предохраняющим их от разрушения стенобитными машинами. Единственный въезд, защищенный сложным предвратным сооружением, располагался в середине южной стены.

Вокруг город был обведен рвом, заполненным водой. От ворот в северном направлении шла центральная улица. Перпендикулярные ей улицы делили застройку на несколько жилых кварталов, население которых обслуживало и охраняло дворцы.

Центральная улица подводила к цитадели, изолированной от жилых кварталов крепостными стенами, на ее территории располагался храм огня, дворец, казармы и хранилища. В квартале, примыкавшем к цитадели, на площадях находились общегородские храмы. В северо-восточной части города был устроен бассейн, заполнявшийся водой изо рва.

Высокий дворец

Удивительное сооружение - священный дворец, возведенный на высокой мощной платформе в виде правильной усеченной пирамиды. Он изолирован от города и цитадели, в него ведет узкая и крутая лестница, устроенная в башне, примыкающей к платформе с востока.

Дверец и платформа возведены из крупного необожженного кирпича, ступенчатые плиты и базы колонн вытесаны из камня. Сверху помещения перекрывались плоскими кровлями на деревянных колоннах и сводами из специально сформованного кирпича. В их кровлях были устроены световые люки. Вода отводилась по керамическим трубам, уложенных в толщах стен.

Во дворце были сосредоточены святилища, связанные с царскими ритуалами, различными аспектами царского культа. Многолетние археологические раскопки позволили исследователям реконструировать и идентифицировать назначение некоторых святилищ.

В полусотне его помещений выделяются несколько блоков, изолированных друг от друга и отличающихся по своим функциям, но только несколько комнат являлись жилыми. Почти все помещения дворца были пышно декорированы живописью и скульптурой. Росписи многообразны по сюжету и технике. Они выполнялись на толстом слое белой штукатурки минеральными красками, растертыми на растительном клее, основные контуры выполнялись черной краской. Палитра варьирует в цветах и оттенках: черный и белый, синий и голубой, розовый, ярко-красный и бордо, лимонно-желтый и оранжевый, бледно и темно-зеленый, коричневый и фиолетовый.

Глиняная скульптура, реже ганчевая (гипс), была раскрашена по белой штукатурке в разнообразные цвета с передачей орнаментов тканей, вышивок, ювелирных украшений.

Основной блок святилищ сгруппирован вокруг тронного зала, предназначавшегося как для тронных, так и религиозных церемоний. Здесь происходили обряды и мистерии, которые могли видеть люди, допущенные для этого во дворец.

В святилище верховной богини хорезмийцев Анахиты главным обрядом являлось празд-нование священной свадьбы. Оно соединялось с тронным залом «танцующих масок».

Своей планировкой оно напоминает целлы иранских храмов огня с алтарем в центре и четырьмя колоннами рядом, поддерживавшими плоское перекрытие. В трех глубоких сводчатых нишах посередине стен, как полагают исследователи, располагались скульптуры Анахиты, сопровождаемой хищным зверем, Амертата - покровителя растений и Ахурватата - гения вод.

Вокруг них - хоровод барельефных танцующих фигур в цветных одеждах. Убранство "зала оленей" отражало космологические представления хорезмийцев, выраженных посредством зооморфных и вегетативных символов. Его стены были декорированы барельефами: грифонов - верхний ярус (небо), оленей - средний (земля) и тритонов - нижний (подземный мир). Зооморфные сюжеты чередовались барельефами виноградной лозы и гранатового дерева.

Жертвоприношения и молитвы у алтарной ниши этого вала, возможно, должны были способствовать поддержанию порядка во вселенной.

Залы "воинов" и "побед" имели одинаковое устройство. В них на подиумах горел огонь, зажигавшийся для определенного божества, изображение которого было установлено в арочной нише напротив алтаря.

В зале "воинов" совершались обряды, связанные с войной и воинскими функциями царя. Его стены были покрыты барельефными схематизированными изображениями громадных бараньих рогов, символизирующих зороастрийского бога войны и побед Веретрагну, под ними - фигуры царей, стоящих на вершинах гор, между рогами - небольшие фигуры чернокожих воинов - трубачей.

Обряды, совершавшиеся в зале «побед» были связаны с поддержанием славы и благополучия царского дома, подтверждением его легитимности. Здесь в барельефных композициях были изображены цари и царицы с богинями возле них.

Особое место среди дворцовых святилищ занимает зал "царей". По периметру его стен устроено возвышение - суффа с перегородками, образующими ряд отсеков - лож. В центральной ложе восседала мать-владычица. В ложах по периметру стен повторялась одна и та же скульптурная композиция: в центре размещались огромные сидящие мужские статуи с поджатыми по-восточному ногами, вокруг которых стояли в натуральную величину мужские и женские фигуры. Видимо, это образы хорезмских царей, членов их семей и божеств - покровителей. На алтаре у входа в зал совершались жертвоприношения обожествленным предкам, и горел священный огонь.

Изолированный западный блок помещений еще ждет своей окончательной расшифровки. Предполагается, что здесь совершались обряды, связанные с заупокойным культом Хорезмшахов. Главное помещение этого блока - зал с кругами - декорирован круглыми перспективными нишами. Остальную площадь занимают одно-типные двухкамерные секции.

В первой комнате каждой секции у стены находился алтарь, напротив него - арочная ниша с росписью. Сюжеты многочисленных росписей, обнаруженных здесь на стенах и в завалах, связаны с культом смерти и воскрешения. Это большой саркофаг со стоящей перед ним женщиной; полуобнаженные женщины с распущенными волосами (плакальщицы), где одна из них отрезает ножом прядь своих волос; женщина, бьющая в кимвалы; музыкантша, играющая на большой угловой арфе; пряха, так называемая "червонная дама" - хорезмийская Мойра; соляные символы луны и солнца и проч.

В юго-восточной части дворца в два этажа располагались служебные помещения, арсенал и архив. Документы на коже и дереве содержали реестры поступлений муки, вина, быков, овец и прочего, адресованные богам; описи имущества, хранившегося в царской сокровищнице; списки городских домовладений с перечнем имен мужчин - свободных и домашних рабов; хозяйственные документы о доставке колес и дерева и пр.
Позднее, в 4-6 вв., когда внизу в городе продолжала бурлить жизнь, священный дворец не использовался по своему назначению и постепенно разрушался.

Севернее города располагаются руины жилого дворца. Комплекс состоит из двенадцати зданий на платформах. Здесь, помимо обширных парадных залов, святилищ и храма, обнаружены жилые и хозяйственные помещения и хранилища.

Нижний дворец был соединен с огромной прямоугольной ограды. Предполагается, что внутри ограды перед походом собирались войска и здесь же составлялись списки воинов, найденные в архиве Высокого дворца. Помимо этого, огороженное пространство использовалась в культовых целях. В ней собирались члены рода или всего племени на пиршества и агонические игры, предшествовавшие погребению.

Архитектура Топрак-Калы вызывает ассоциации с сооружениями Месопотамии. Исследователи считают, что Хорезмийская цивилизация формировалась при определенном воздействии культуры древнего Двуречья.

Подготовила: историк-археолог Елизавета Некрасова