Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Достопримечательности и архитектурные памятники Самарканда

Ансамбль Абди Бирун
Мавзолей Абди Бирун Ансамбль Абди Бирун расположен в южном пригороде Самарканда. Возникновение культового места предание относит к IX –X вв., но нынешний ансамбль формировался в XVII-XX в. В 1633 году на могиле Хаджи Абди построена дахма – платформа и рядом возведена ханака – портально- купольное здание с облицовкой из глазурованных плиток. В плане центральный квадратный зал с нишами по сторонам и худжры в углах. Ханака заметно выделяется среди поздних построек.
Ансамбль Абди-Дарун
Мавзолей Абди Дарун

Культово-мемориальный ансамбль. Сформировался на кладбище у могилы арабского законоведа IX века Абд-ал Мазеддина. Его мавзолей с шатровым куполом в своей основе, возможно, относится к XII веку. Впереди него в первой половине XV века была возведена зиаратхана (или ханака), обращенная во двор со старинным хаузом. Это здание портально-купольной композиции; на его портале и барабане наружного купола (скуфья не сохранилась) — гирихи и надписи, выложенные из глазурованных кирпичей.

   
Ансамбль Ходжа Ахрар  

Джами называл его «Ходжа Ходжей», «Человек осознающий сущность предмета». «Перед его святостью, внешним видом и силой духа, люди падали ниц». Его девизом было: «для полного исполнения своей духовной миссии в мире, необходимо использовать политическую власть» - определило всю дальнейшую социальную и политическую деятельность «накшбандия». Одним из титулов Ходжа Ахрара был «Хазрат-и Имам». От него пошли 3 главные ветви «накшбандия»: Центрально- Азиатская, Западно-Турецкая Индийская.

Ансамбль Шахи Зинда  
Ансамбль Шахи-Зинда, Самарканд Ансамбль Шахи-Зинда - считается самым великолепным памятником Самарканда своеобразной энциклопедией истории, архитектуры города, его взлетов и падений, гимном творцам и создателям «этой жемчужины» Самарканда. Расположенный на южной окраине городища Афросиаб, он вырос в черте когда-то плотно застроенного жилого квартала, постепенно отвоевывая все большую территорию, тесня живых, и своим построением напоминая узкие кривые улочки средневекового города.
Афросиаб городище  
Восхищенный красотой Самарканда, один из завоевателей времен Кутейбы писал: «Подлинно по зелени своей, словно небо, а дворцы его, словно звезды на небесах, а река его – зеркало для просторов, а стена его – солнце для горизонтов.» В настоящее время можно получить представление об архитектурном облике Самарканда тысячелетней давности по археологическим раскопкам городища Афросиаб.
Мавзолей Биби-Ханым
Мавзолей Биби Ханым

Когда-то напротив соборной мечети, к юго-востоку от входного портала, было расположено медресе Ханым, названное так в честь матери жены Тимуры, оно сохранялось вплоть до 17 века. В 1875 году, во время очистки площадки перед мечетью Биби-Ханым от хаотичной застройки, был обнаружен небольшой мавзолей. Народное предание гласило, что это мавзолей Биби-Ханым, жены Тимура – Сарай Мульк-Ханым. По одной из версий, мавзолей был частью медресе Ханым, по другой версии предполагают, что мавзолей был самостоятельной постройкой.

Мавзолей Гур-Эмир  
Мавзолей Гур-Эмир-могила Тамерлана, Самарканд Мавзолей Гур Эмир (мавзолей Тимура и Тимуридов) является центром композиции архитектурного комплекса (конец ХIII в. - 1405 г.). Торжественный главный портал ведет в квадратный двор, обрамленный высокой застройкой: оси симметрии подчеркнуты боковыми порталами, ведущими с востока - к медресе, с запада – к ханака. Эти два здания, от которых сохранились в основном контуры планировки, были построены в честь Мухаммад Султана, любимого внука Тимура.
Мавзолей Имама Исмоила Аль Бухари
Комплекс Имама Аль Бухари в Самарканде В нескольких километрах от Бухары, находится комплекс, включающий мавзолей над захоронением Аль Бухари Мухаммад бин Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи (810-870) – знаменитого суннитского традиционалиста. Родился он в Бухаре, умер в селении Хартанка (близ Самарканда). Начав изучать хадисы с 10 летнего возраста, Аль Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память. В течение многих лет он путешествовал, постигая науку о хадисах, по разным провинциям халифата, (Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан). Как сообщают источники, он слушал хадисы более чем у тысячи шейхов.
Мавзолей Ишратхана  
Мавзолей Ишратхана Ишратхана - один из замечательных светлых памятников Самарканда, который располагался в бывшем пригороде – рабаде. Когда-то в этой местности было много садов, виноградников, загородных усадеб зажиточных горожан; одна из таких усадеб в 10-11 веках была на месте Ишратханы. До сих пор среди исследователей средневековой архитектуры Узбекистана нет единого мнения, что же представляет собой этот памятник: мавзолей, который был построен, предположительно, по приказу жены правителя Самарканда Абу Саида, которую звали Хабиба Султан, женщину знатного рода, для их дочери Хавенд-Султан; тогда этот памятник нужно датировать 1460-1469 годами; или же это один из загородных дворцов, построенный по приказу Тимура в 1397 году.
Мавзолей Рухабад  
Мавзолей Рухабад в Самарканде

Мавзолей построен для особо почитаемого современниками Тимура шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Окруженное ореолом святости имя шейха послужило первопричиной названия мавзолея — Рухабад — «Обитель духа». Бурханеддин Сагарджи умер в Китае, но завещал сыну Абу Саиду похоронить его в Самарканде у ног одного из представителей дервишского ордена «Громкого зикра» Нуреддина Басира, почитателем которого был и Тимур. По некоторым сведениям могила шейха появилась в 1287 году.

Мавзолей Ходжа Данияра

Мавзолей Ходжа Данияра (Святого Даниила) является одним из самых известных культовых мест в Самарканде. С одинаковым почтением к нему относятся мусульмане, христиане и иудеи. Данияр, Даниил, Даниэль - это имена одного святого в мусульманской, христианской и иудаистской литературе.
Самаркандский историк Абу Тахирходжа Самарканди (XVIII в.) пишет в своей книге «Самария»: «Мазар Ходжа Данияра находится за чертой города Самарканда, внизу северной стены городища Афрасиаб. Недалеко от мавзолея течет знаменитая река Сиаб.

Мечеть Биби Ханым
Мечеть Биби Ханым в Самарканде

Одним из выдающихся архитектурных творений эпохи Тимуридов является соборная мечеть Биби-Ханым. Она была построена в 1399-1404 годах. Это был период весьма успешных военных походов Тимура, из которых в Самарканд, вместе с воинами, шли обозы с богатыми трофеями, взятыми в плен людьми, среди них было много прекрасных мастеров-строителей, мозаичников, живописцев, ремесленников, свой остаток жизни они должны были посвятить труду во благо и процветание Самарканда. На строительстве мечети работали камнетесы, искусные мастера из Азербайджана, Персии, Индии. 95 слонов, множество волов были запряжены в повозки для перевозки тяжелого груза.

Мечеть Хазрат Хызра  
Мечеть Хазрат Хызра в Самарканде

Мечеть Хазрат Хызра находится на косогоре городища Афросиаб, на выгодно обозреваемой развилке магистральных улиц. Здание мечети изобилует датами, указывающими на время его реставрации. Поднимаясь по крутому пандусу, через ворота входим в квадратную дарвазахану, увенчанную изящным ребристым куполом. Слева – арочный проход в летнюю мечеть –айван со стройными деревянными колоннами, богато отделанными фигурным потолком. Зимняя мечеть – ханака занимает северо-западную часть всей постройки. Она квадратна в плане, с запада имеет развитую часть с михрабной нишей посередине и двумя худжрами по сторонам.

Обсерватория Улугбека
Обсерватория Улугбека в Самарканде

Обсерватория Улугбека была построена в 1429 году в пригороде Самарканда, у подножия возвышенности Чупаната. Основатель обсерваторииы, правитель Самарканда Улугбек, был ученым-астрономом, покровителем людей науки. Астрологический каталог «Зиджи Гурагони» - «Звездные таблицы Улугбека» стал выдающимся явлением в истории астрономии, вершиной астрономических исследований средневекового Востока.

 

Площадь Регистан  
Площадь Регистан в Самарканде

Регистан - главная площадь древнего Самарканда, неповторимый ансамбль, где нашли сконцентрированное выражение высшие достижения ХV-XVII вв. Регистан - буквально «песчаное место» - представлял собой торговый, культурный и административно-политический центр города, где сливались шесть радиальных улиц, берущих начало от наружных ворот. Это историческое место, с которым связаны имена многих знаменитых людей Востока – Мирзы Улугбека, Гиясиддина Каши, Казы-заде Руми, Абдурахмана Джами и Алишера Навои.

Площадь Регистан: медресе Улугбека
Медресе Улугбека в Самарканде

Медресе Улугбека - крупнейшее учебное заведение Средней Азии, где помимо изучения религии, читались лекции по философии, математике, астрономии. Медресе имеет строгую планировочную схему: квадратный двор, на главных осях глубокие портальные айваны, промежутки между ними объединены двухэтажным рядом худжр. С главного (восточного) фасада ко двору примыкает развитая в объеме портальная группа с центральной аркой (пролет 16.5 м.) и боковыми залами. Такие же залы-аудитории (дарсханы) имелись соответственно по другой (западной) стороне двора. Здесь,между ними, находится обширная галерея.

Площадь Регистан: медресе Шердор
Медресе Шер-Дор в Самарканде

Медресе Шердор расположено напротив медресе Улугбека. Зодчий Абдулджаббар смело повторил архитектурную композицию существующего здания, но внес отступления – на восточной стороне исключена ханака, а минареты превращены в угловые башенки – гульдаста без завершений. Примечательной особенностью медресе Шердор является мозаичное изображение на тимпанах знаков зодиака - льва и лани на фоне солнца с обликом человека. Отсюда и название «Шердор» - «Львиное». Являясь как бы зеркальным отражением противоположного здания, оно дает яркое представление о характере утраченных частей медресе Улугбека.

Площадь Регистан: мечеть-медресе Тиллякари
Медресе Тилля кори в Самарканде

Мечеть-медресе Тиллякари замыкает площадь Регистан с севера. Название происходит от пышной и богатой отделки золотом интерьера ханаки-мечети. «Тиллякари» означает «Золоченое». В одном комплексе сочетается величественное портально-купольное здание мечети с боковыми галереями и медресе с худжрами, с трех сторон двора. Мечеть-медресе Тиллякари и медресе Шердор, построенные при Яллангтуше Бахадыре, придали Регистану архитектурную завершенность, неповторимое величие и торжественность ансамбля.