Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 

Каракалпакистан:
Городище Миздахкан

Миздахкан (городище Миздахкан). Расположен около г. Ходжейли, Каракалпакия. Состоит из: укрепленной крепости Гяур-кала (около 20 га, высота 18-20 м), основанной в 9 в. на месте поселения 4 в. до н. э.- 8 в.н.э.

На ее территории располагаются две цитадели: древняя (обживалась на протяжении 9–11 вв.) и поздняя (конец 11–нач. 12 вв.) В нач. 13 в. жизнь на территории крепости прекращается. Рядом находятся некрополь (60 га) и развалины золотоордынского города Антакийа 2-й половины 13 в. – 14 вв. (80 га).

Изучены: стратиграфия крепости; фортификация Гяур-калы; верхний горизонт поздней цитадели (большой внутренний двор, окруженный парадными, жилыми и хозяйственными зданиями с росписями и резьбой по глине); погребения конец 8 – 14 вв. и 16 – 17 вв.; архитектурные памятники на территории некрополя: мавзолеи Халифа Ережеп (12 в.), Музлум-хан-сулу (конец 13 – нач. 14 в.), Шамун-наби (19 в.).

На территории золотоордынского города изучены ремесленно-жилые кварталы и комплексы бытовой керамики.

Мавзолей Музлум-хан-сулу (конец 13 – нач. 14 в.)

Необыкновенный по композиции и декоративному оформлению полуподземный мавзолей Музлум-хан-сулу (конец 13 – нач. 14 в.) располагается в северной части некрополя древнего Миздахкана.

Точное время строительства и принадлежность мавзолея не установлены. Согласно местной легенде, первоначально это был дворец ханской дочери Музлум-сулу (Прекрасная мученица). Когда город захватили «неверные», их предводитель полюбил девушку, ответившую ему взаимностью. Разгневанный отец убил Музлум-сулу, ее похоронли в собственном дворце, превращенном в мавзолей.

Здание возведено в специально вырытом котловане, над поверхностью земли возвышаются лишь верхние части стен, купола и арка входа. Многокомнатный ассиметричный в плане мавзолей включает главный крестовидный в плане зал, смежный с ним малый зал, несколько небольших комнат, длинный коридор с лестницей и небольшим вестибюлем. Коридор и стены залов порыты ковром парных кирпичей, тонированных желтым пигментом, уложенных в шахматном порядке со вставками резных бирюзовых изразцов, имеющих около тридцати вариантов изящного орнамента. Пол в большом зале выстлан кирпичным паркетом с мозаичным квадратом в центре, составленным из бирюзовых шестигранных и белых треугольных плиток.

Зал перекрыт восьмигранным куполом, опирающимся на стены и угловые трехъярусные сталактиты. Последние выполнены из терракотовых плит, с рельефными стилизованными растительными изображениями, покрытыми бирюзовой глазурью. В гранях купола располагались оконные проемы, прикрытые ганчевыми решетками - панжара, в ячейки которых было вставлены тонкие стекла. Вся внутренняя поверхность купола была облицована крупными бирюзовыми плитами. В этом же стиле, но гораздо проще был выполнен малый зал. Небольшие темные помещения, перекрытые сводами «балхи» лишены декора.

В нишах центрального зала установлены два надгробия, их полихромная облицовка которых отличается от декора мавзолея. Здесь на синем фоне располагается штампованный растительный орнамент, сочетающий синий, белый и черный цвета с позолотой. Эпитафии содержат философско-созерцательные стихи без имен и дат. Они выполнены почерком «насх» и покрыты белой глазурью.

Снаружи, к стенам мавзолея примыкали хозяйственные и жилые постройки, в которых останавливались паломники. Предполагается, что помещения мавзолея были местом отправления культа, генетически связанного с доисламскими верованиями населения Миздахкана.

Подготовила: историк-археолог Елизавета Некрасова