Звоните, поможем в организации путешествия:
+998 65 223 39 31
Можем Вам перезвонить: отправить номер

Информация об Узбекистане:
   
Ташкент
Краткий рассказ о Ташкенте
Достопримечательности Ташкента
Самарканд
Исторический очерк о Самарканде
Достопримечательности Самарканда
Бухара
Краткая справка о Бухаре
Исторический очерк о Бухаре
Достопримечательности Бухары
Бухара в конце 19 века
Хива
Исторический очерк о Хиве
Достопримечательности Хивы
Ферганская долина
Справка о Ферганской долине
Фергана
Выдающиеся люди Ферганы
Маргилан
Архитектура и памятники Маргилана
Кува
Коканд
Архитектура и памятники Коканда
Выдающиеся люди Коканда
Наманган
Архитектура и памятники Намангана
Выдающиеся люди Намангана
Городище Ахсикент
Чуст
Андижан
Архитектура и памятники Андижана
Выдающиеся люди Андижана
Древний Хорезм
Городище, крепость Топрак-кала (2-3 вв.), (4-6 вв.).
Городище, крепость Аяз-Кала (4-2 вв. до н.э.)
Крепость и храм Кой-Кырылган Кала
Городище, крепость Кырк-Кыз Кала (1-2 вв., 12-13 вв. н.э.)
Древняя цивилизация тысячи крепостей
Затерянный Хорезм
Карапалкастан
Городище Миздахкан (9 - 19 вв.)
Каган
Краткая справка о Кагане
Архитектурные памятники Кагана
Нурата
Краткая справка о Нурате
Архитектурные памятники города Нурата
Газган
Архитектурные памятники города Газгана
Нуратау-Кызылкумский Биосферный Резерват
Природная среда
Экологический и этнографический туризм
Климат
Люди и социальная среда
Правила экотуризма
Архитектура Средней Азии
Архитектура Мавераннахра 11— 13 вв.
Мечети
Медресе
Мавзолеи
Ансамбли
Ханака
Базары и рынки прошлого
Караван-сараи Центральной Азии
Торговые и ремесленные ряды Бухары
Рыночные здания
Ремесла
Керамист Рустам Усманов (Риштан, Ферганская долина)
Керамист Алишер Назиров (Риштан, Ферганская долина)
Ковры ручной работы
Традиции и обычаи Узбекистана
Свадебные традиции в Бухаре
Свадебные традиции в Самарканде
Праздник Навруз
Чайхана
Еще информация об Узбекистане:
Рецепты узбекской кухни
Карта Узбекистана
Лекарственные растения Средней Азии и Узбекистана
Дыни
Суфизм
 
 

Древний Хорезм:
Кой-Кырылган Кала, крепость и храм

Кой-Кырылган Кала — развалины круглого в плане укрепления, расположены к северо-востоку от города Турткуля.

Совокупность материалов позволяет считать, что Кой-Кырылган Кала в первоначальный период своего существования была укрепленным храмом-гробницей, где проводились астрономические наблюдения.

В длительный период запустения здание Кой-Кырылган Калы использовалось ремесленниками, в частности, гончарами. Однако традиция все же, вероятно, сохраняла представление о памятнике как о большом культовом центре. Здесь в период запустения ставили ассуарии.

Большая коллекция памятников искусства при раскопках — терракотовые и алебастровые статуэтки, рельефы на керамических флягах, скульптурные керамические урны и ассуарии, фрагменты стенной росписи, каменные печати, характеризует своеобразное искусство древнего Хорезма. Большой интерес представляет небольшое количество памятников письменности, древнейшей в Средней Азии.

Кой-Кырылган Кала - одно из немногих крупных, целиком раскопанных древних сооружений, резко выделяется своеобразием планировки.

Первоначально оно представляло собой круглое в плане двухэтажное здание, обнесенное по окружности отстоящими от него на расстоянии двумя стенами, образующими стрелковую галерею, разделенную на девять отрезков, расположенными башнями, со входом в восточной части. Все сооружение охватывал ров.

Первый этаж центрального здания состоял из восьми перекрытых двойными сводами помещений. Они образуют два изолированных комплекса, каждый из которых имел входы со стрелковой галереи второго этажа по двум лестницам, помещенным друг против друга.
Второй этаж состоит из идущей по наружной стене первого этажа крытой стрелковой галереи со стреловидными бойницами, охватывавшей кольцом заключенную внутри планировку, подчиненную планировке первого этажа.

Весь верхний этаж имел плоское перекрытие. Вход в центральное здание, судя по остаткам пандуса, находился с восточной стороны, располагаясь во втором этаже во внешней стене стрелковой галереи.

Башни стрелковой галереи внешнего кольца не выступали за линию стены, а лишь возвышались над ее перекрытием. Вход во внешнее кольцо находился с восточной стороны. Он осуществлялся через одну из башен и фланкировался двумя полуовальными башнями, между которыми был создан лабиринт посредством заходящих одна за другую стен. В месте, где перед входом во рву была перемычка, находилось прямоугольное укрепление, примыкающее к внешней стене.

Застройка внутри укрепления вокруг центрального здания велась постепенно и не была сплошной, здесь находились хранилища и жилые постройки.

Для первого периода жизни Кой-Кырылган Калы отличительными чертами были монументальность всего сооружения и, особенно, центрального здания, развитость оборонительной системы и наличие больших кладовых, где в хумах, иногда опечатанных, и в зерновых ямах хранились запасы продовольствия.

Керамика нижнего горизонта представляет собой единый комплекс с определенным набором типов посуды, хорошо обработанной и покрытой красным ангобом или росписью красной краской.

Помещения нижнего этажа центрального здания не были бытовыми. Это же можно сказать и о помещениях второго этажа, которые хотя и не сохранились, но предметы из них, обнаруженные в заполнении помещений нижнего этажа, такие, как художественно оформленная керамическая посуда, в том числе с мифологическими сюжетами, курильницы, ступенчатые алтарики, терракотовые статуэтки, часть которых изображала некоторые божества хорезмийского пантеона, по всей вероятности, играли какую-то роль при совершении ритуальных церемоний.

Источник: http://jaslar.narod.ru