Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Мавзолей Пахлаван-Махмуда

Архитектурный комплекс Пахлавана Махмуда

Позади к Джума-мечети примыкает группа мемориальных сооружений, возникших при небольшом светском кладбище. Среди них особо выделяется архитектурный комплекс, название которого связано с именем поэта-философа, борца, мастера по шитью шуб Пахлавана Махмуда (1247—1326).

По преданию, поэт похоронен в его же доме-мастерской. Остатки первоначальных строений из кирпича-сырца сохранились в толще поздних надстроек. Нынешний комплекс возник намного позже.

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Пахлаван Махмуд считался святым покровителем Хивы. Жил на рубеже 13-14 веков. Пахлаван Махмуд перенял от отца профессию скорняка, шил шубы, и по одной из легенд, на месте нынешнего мавзолея, когда–то располагалась его мастерская.

Хивинцы уважали и любили Пахлаван Махмуда. Огромная физическая сила принесла ему славу непобедимого борца в кураш. И по сей день, профессиональные борцы Ирана, перед поединком, обращаются с молитвой к святому Пахлаван Махмуду. Дошли сборники стихов, написанные им, в них он прославлял свободу, справедливость, осмеивал лицемеров и ханжей.

Со временем вокруг захоронения Пахлаван Махмуда вырос некрополь. Здесь стали хоронить хивинских ханов и и их близких родственников. Высокий кирпичный портал открывает вход во двор мавзолея. На старинных резных дверях выведена надпись, которая гласит, что портал построен в 1701 году Шах-Нияз-ханом.

Строительство мавзолея над могилой Пахлаван Махмуда было начато при Мухаммед-Рахим-хане в 1810 году, а завершено в 1835 году, в правление Алла-Кули-хана. Здесь работали прекрасные хивинские мастера Муллааддин Мухаммадмурад, Нурмухаммад Каландар-оглы, Мухаммаднияз Абдалжаббар-оглы и Абдулла Джин.

Над мавзолеем высится высокий яйцевидный купол, прекрасна его внутренняя отделка. На стенах вязью, на фарси, выведены стихи, принадлежащие Пахлаван Махмуду (поэтический псевдоним Пиръервали). Изразцы покрывают все пространство мавзолея, причем сочетание синего фона и белых линий растительного орнамента настолько гармонично, что придает узорам легкость и прозрачность

Автор: Джураева Клара Темиргалиевна