Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Комплекс Таш-хаули

Комплекс Таш-хаули (1830-1838 гг.)

Алла Кули-хан пришел к власти в 1825 году. За 17 лет своего правления им было построено очень много зданий. Одним из первых стал строиться Таш-хаули-каменный двор. Комплекс обнесен высокой глухой кирпичной стеной, в плане представляет неправильный четырехугольник. Состоит из трех больших и пяти малых дворов, объединенных между собой крытыми переходами.

Строилось здание 8 лет. В нем насчитывается 163 комнаты. Внутренние помещения похожи на лабиринты. Главный вход ведет в Арз-хаули, где принимали и разбирали жалобы, прошения, здесь же вершили правосудие. Так же, как и в Куня-Арке, посередине двора возвышение для юрты. Юрту устанавливали специально, когда в город прибывали туркменские и каракалпакские посланники.

Ишрат-хаули – (двор увеселений), был предназначен для приема гостей, близких друзей хана. Гарем - наиболее обширное помещение дворца, в нем жили жены, наложницы хана, его родственницы, прислуга. Во всех дворах высятся айваны, поддерживаемые стройными резными деревянными колоннами на резных мраморных базах. Стены айванов покрыты майоликовыми изразцами, потолки искусно расписаны.

Автор: Джураева Клара Темиргалиевна

Таш-хаули

Таш-хаули (1831—1841 гг.) — выдающийся образец поздней архитектуры, воплотившей характерные черты хивинского зодчества. Таш-хаули (Каменный двор) состоит из сложного комплекса дворцовых и жилых помещений, объединенных в единый организм высокой кирпичной стеной.

Снаружи гладь стены оживлена небольшими полу башнями с фонариками. Стена увенчана зубцами. Все это родственно крепостной архитектуре средневековья. Вначале была возведена южная половина дворца: приемный двор — Арз-хаули и двор увеселений — Ишрат-хаули. Позже к ним пристроен отдельный семейный двор — харам.

По композиции первые два имеют много общего: прямоугольные, слегка вытянутые с севера на юг, на их южной стороне — главный зал с высоким айваном с трех сторон дворов расположены комнаты, над ними на втором этаже находятся комнаты с айванами,

Центром композиции этих дворов, несомненно, являются главные айваны, вытянутые на высоту в два этажа, с традиционной колонной посередине. Актовые стены с фасада закреплены декоративными башнями — гульдаста. Стены айвана сплошь покрыты расписной майоликой.

Третий двор — самый большой — вытянут прямоугольником с востока на запад. Вокруг двора размещены в два этажа жилые и хозяйственные помещения. Здесь расположены в ряд пять «типовых» жилых ячеек и три коридора. Жилые ячейки состоят из актового одноколонного айвана с помещением.

В глубине дома находится темное подсобное помещение с лестницей на антресоль. Строительство дворца было начато Усто Таджиддином, которого заменили позже зодчий Каландар и мастер по облицовке Абдулла.

Сейчас в отдельных залах Таш-хаули развернута музейная экспозиция по истории, культуре и декоративному искусству Хорезма.

В сельской архитектуре Хорезма наиболее распространенный тип жилья — усадьба (хаули). Уместно вспомнить описание хивинской усадьбы такого рода, сделанное А. Калмыковым еще в начале ХIХ в.: «... Хивинцы живут не в деревнях, а отдельными усадьбами...

Каждый дом представляет маленькую крепость. Стены, слегка скошенные, очень высоки. Громадные ворота вделаны в стене, как в крепости. Около ворот, по углам и по фасадам, на расстоянии четырех-пяти сажен стены укреплены круглыми глиняными столбами в виде контрфорсов... Первый двор крытый... Он называется далан.

Далее открытый дворик с навесом на колонне (айван). На этот навес выходит жилая комната (сарай), около нее темная кладовая для хранения домашнего имущества (казнок). Иногда дворик крытый, если он мал...»

Культовая архитектура Хивы представлена различными по масштабу мечетями, медресе и мавзолеями. Особенно многочисленны небольшие мечети, равномерно размещенные на территории города.

Архитектура мечетей рождается как бы в сочетании каркасных и купольно-сводчатых систем конструкций. Многие мечети имеют в плане Квадратные помещения — ханака и примыкающие к ним айваны. Ханака могла иметь купольное покрытие.

Разнообразны хивинские медресе. В рамках традиционных дворовых композиций с портальным входом варьируются одноэтажные, двухэтажные и комбинированные медресе.

Хивинские мастера создали непревзойденные по тонкости рисунка орнаментальные композиции, особенно в резьбе по Дереву. Широко была распространена полихромная майолика.

Майоликовые облицовки дворцового комплекса Таш-хаули и мавзолея Пахлавана Махмуда выполнены с большим художественным вкусом, Хотя в Хорезме монументальная роспись не применялась столь широко как в Бухаре, Самарканде и Коканде, однако роспись потолков и стен отличалась самобытностью и оригинальностью трактовки. Узорно-цветовые вставки росписей органично вписывались в архитектуру.

Хорезмские строители пользовались славой подлинных мастеров возведения внушительных пахсовых сооружений. Пахса — глинобитная массивная стена, самая доступная и практичная конструкция известна в Хорезме с глубокой древности. Поверхность пахсы во время разравнивания можно обрабатывать пластически, создавая вертикальные ряды каннелюр, отдельные орнаментальные композиции с резьбой.

Пластика глубокой резьбы придает пахсе особую монументальность и выразительность. Лучшие образцы пахсы можно наблюдать в хивинских усадьбах — хаули, а также загородных дворцах правителей — Рафаник, Нуруллабай, Тазабаг.