Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Мавзолей Занги-ата и Амбар-биби

Ташкент: Мавзолей Занги-ата и Амбар-биби (14 век)

Шейх Али Ходжа аллас Занги-ата жил в конце 12 –начале 13 века. Он принадлежал к арабской знати и имел темную кожу («занги»-темнокожий). Занги-ата был пятым мюридом суфия шейха Ахмада Яссави. В числе его учителей был его отец - Тадж Ходжа и любимый ученик Яссави- Хаким-ата (Сулейман Бакиргани).

Приобретя суфийские знания и получив благословение от Хакима-Ата, Занги-ата возвратился в Шашскую область и начал свой путь шейха-проповедника.

Занги-ата умер в 1258 году. В окрестностях Ташкента у могилы святого Занги-ата со временем вырос огромный мемориальный комплекс. Строительство мавзолея Занги-ата и его жены было начато по приказу Амира Тимура.

Амбар-биби, или по-другому, Амбар-апа была женой Занги-ата. Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства.

Ее надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбао-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-ата, последователя Ахмада Яссави.

Комплекс состоит из 3-х частей: большой сад, архитектурный ансамбль 14-19 веков и кладбище с мавзолеем Амбар-биби. Главная часть комплекса расположена вокруг могилы Занги-ата (14-15 века). Внутри мавзолея сохранилось великолепное каменное надгробие, порытое художественной резьбой, сохранившееся со времен Амира Тимура. В 1870 году перед мавзолеем Занги-ата была построена мечеть Намазгох. В конце 19-начале 20 века было построено медресе. Позже, в середине двора был сооружен минарет.