Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Площадь Регистан: медресе Улугбека

Медресе Улугбека (1417-1422 гг.)

Медресе Улугбека - крупнейшее учебное заведение Средней Азии, где помимо изучения религии, читались лекции по философии, математике, астрономии. Медресе имеет строгую планировочную схему: квадратный двор, на главных осях глубокие портальные айваны, промежутки между ними объединены двухэтажным рядом худжр.

С главного (восточного) фасада ко двору примыкает развитая в объеме портальная группа с центральной аркой (пролет 16.5 м.) и боковыми залами. Такие же залы-аудитории (дарсханы) имелись соответственно по другой (западной) стороне двора. Здесь,между ними, находится обширная галерея. Наружные углы здания закреплены стройными минаретами. Все помещения прямоугольные в плане, перекрытия сводчатые. Дарсханы имеют крестовидный план - квадратная основа зала и ниши на осях. Перекрытие залов купольное.

В глубине главной портальной ниши находился арочный проем с ажурной решеткой. По бокам деревянные резные ворота, за которыми во двор вели коленчатые коридоры. Необычная и своеобразная композиция фасада: в центре огромный портал и глубокая ниша со стрельчатым сводом. По бокам портала в небольшом отступе стена дарсханы, фланкированная минаретом.

Между порталом и минаретами в глубине с двух сторон располагались рубчатые купола на высоком барабане. Центры боковых фасадов подчеркнуты слегка отступающим объемом портала, связывающимся со двором айваном. Снаружи медресе (в плане около 81 х 56 м) имеет сплошную облицовку из глазурованных кирпичиков, мозаики и майолики, а также в небольшом объеме резных камней. Ритмическая организация плоскостей осуществлена в основном путем разделения поверхности стены на прямоугольные панно и пояса.

Во всем характере, технике и приемах облицовки много общего с соборной мечетью Биби-ханым. Но здесь художественная выразительность, культура архитектурной формы достигает еще более высокого совершенства и отточенности. Бесконечное разнообразие орнаментальных переплетений, строгость и динамичный побег гириха, многочисленные надписи, богатство и глубина цветового построения и, самое главное, удивительная гармоничность и уравновешенность всего организма отражают взлет неповторимого творчества.

Построением медресе Улугбека была заложена основа будущего архитектурного ансамбля - Регистана, окончательно завершенного лишь в 17 веке.

Автор: П.Ш. Захидов