Самаркандсвернуть>

Бухарасвернуть>

Хивасвернуть>

Ташкентсвернуть>

Мавзолей Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир (14 век)

Мавзолей Гур Эмир (мавзолей Тимура и Тимуридов) является центром композиции архитектурного комплекса (конец ХIII в. - 1405 г.). Торжественный главный портал ведет в квадратный двор, обрамленный высокой застройкой: оси симметрии подчеркнуты боковыми порталами, ведущими с востока - к медресе, с запада – к ханака. Эти два здания, от которых сохранились в основном контуры планировки, были построены в честь Мухаммад Султана, любимого внука Тимура.

Южную сторону двора занимает главный объем комплексов – мавзолей (1403-1405 гг), где похоронены Тимур, Шахрух, Мираншах, Улугбек и другие Тимуриды.

Медресе имело небольшой квадратный двор, замкнутый двухэтажным рядом 22 худжр (2,67 х 5,03 м.) и аудиториями – дарсхана на четырех углах. В залах обнаружены следы богатой ганчевой отделки с росписью. Ханака состояла из центрального крестово-купольного зала с мелкими помещениями – службами в пилонах.

Корпус мавзолея внутри имеет крестовидного плана обширный зал – зиаратхану и под ним склеп, в котором находятся собственно погребения с простыми надгробиями. В зиаратхане установлены намогильные камни, вы тесанные из мрамора, оникса, нефрита и украшенные орнаментальной и каллиграфической вязью. В интерьере зала подчеркнута вертикальная композиция.

Квадрат зала, сомкнутый сводами боковых ниш, увенчан рядом арочного паруса и высоким куполом. Панель набрана из фигурных кусков зеленоватого оникса. Выше - пояса сталактитового карниза и коранической надписи, выполненные по плитам белого мрамора. На стенах несложные по рисунку орнаментальные росписи. Своды ниш покрыты сотами ганчевых сталактитов с тонкой позолотой. Парусный ярус, верхние два ряда надписей и вся скуфья купола некогда сверкали в переливе золота и лазури, здесь широко применены рельефы из папье-маше. Все это великолепие декора обогащалось радугой света, попадающего через мозаику разноцветного стекла решеток на верхних проемах.

Основной объем мавзолея – восьмигранная призма, увенчанная рубчатым куполом на высоком барабане. Вся поверхность стен облицована. Лаконизм и простота архитектурной формы , благодаря цветовому строю облицовки, приобретает качество светлой приподнятости: голубой купол, опоясанный кольцами узоров и широкой надписи, динамический гирих стен, спирали надписи колонн, тонкий ажур решеток в целом составляют незабываемый архитектурный образ.

В комплексе Гур Эмир ясно прослеживаются следы поздней застройки (галерея Улугбека и др.) или перестроек. Археологическими раскопками на территории к югу от мавзолея обнаружены остатки других сооружений конца ХIV – начала XV вв. Фундаменты сделаны из чупанатинского плитняка на кыровом растворе, стены из квадратного кирпича (26,06 х 28,0 х 5,0 м.) на ганчхаковом ( состав из алебастра и песка) растворе. Облицовка выполнена из глазурованных кирпичиков, мозаика многоцветная, резная. Папье-маше - из самаркандской шелковой бумаги, золочение – листовым и твореным золотом. В глубине ниши входного портала, среди мозаичного узора, запечатлено имя одного из создателей выдающегося памятника –Мухаммеда ибн Махмуда Исфагани.

Автор: П.Ш. Захидов