Мечеть и минарет Джума

Самая крупная мечеть Хивы. Представляеты собой обширный крытый двор с 227 деревянными колоннами. Длина двора 55 метров, ширина 43 метра. Известна только дата перестройки мечети в 1789 году, на средства знатного хивинца Абдурахмана Михтара. К этому времени относится и строительство минарета, возле мечети, ничем примечательным не отличающимся.

Деревянные колонны, собранные в мечети, разновременные. Особый интерес представляют 24 колонны, покрытые прекрасной резьбой по дереву, относящиеся к 10-12 вв.

Автор: Джураева Клара Темиргалиевна

Джума-мечеть

В средневековом мусульманском мире значимость города порой определялась наличием в нем главной, то есть пятничной мечети. Архитектурно-художественное совершенство облика здания всегда было предметом особой заботы градоправителей. Каждый город старался превзойти другие по монументальности своей соборной мечети.

Среди известных мечетей Средней Азии Джума-мечеть в Хиве отличается традиционностью, даже архаичностью планировочно-пространственной структуры. В ней сохранились черты соборных мечетей тысячелетней давности. Это многоколонный, крытый плоской кровлей огромный прямоугольный зал (45х55 м), окруженный массивной глухой стеной с тремя входными дверями.

Посередине южной стены размещена михрабная ниша — место, указывающее направление поклонения молящихся. В зале царил полумрак, ибо немногочисленные люки — прорези на крыше совершенно недостаточны для освещения большого пространства.

Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны (их более 200), различные по габаритам, по архитектурной форме, по художественной отделке и по времени изготовления.
Распространено мнение, что неоднородность колонн возникла вследствие использования материалов с разрушенных зданий.

Часть колонн, наиболее ранних по времени, как будто привезена из Древней столицы Хорезма — Кята, погибшей под бушующими волнами Амударьи. Вероятно, имело место и другое: по народной традиции создание культовых зданий являлось богоугодным делом, и каждый верующий считал для себя честью сделать что-либо Достойное для строительства мечети.

Каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.

Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов относятся к Х—ХIV вв. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.

Каждая деталь художественно продумана, и вся орнаментальная отделка дает представление о высоком мастерстве древних зодчих.

Ко второй группе относятся колонны, выполненные плоским рельефом. На одной из колонн сохранилась дата 1316 (1510 г. новой эры).

Уникальные колонны Джума-мечети нуждаются в тщательном и бережном уходе. Специалистами уже начата работа по чистке, защите от древесных вредителей, а где возможно, по укреплению и реставрации резьбы по дереву.